В понедельник президент России Владимир Путин предложил на пост премьер-министра относительно неизвестного чиновника. Связанный со спецслужбами Михаил Фрадков, считающийся сильным экономистом-реформатором, даже не упоминался в числе кандидатур, которые, как ожидалось, могли заменить уволенного Михаила Касьянова. Как бы то ни было, сделанное Путиным назначение является искусным политическим ходом: конфликтующим политическим кланам, окружающим президента, придется сосуществовать друг с другом.
Во многом карьера Фрадкова очень напоминает карьеру Путина в силах безопасности и на государственной службе. В начале 1970-х годов Фрадков работал в Индии в качестве экономического советника при посольстве (считается, что он работал на КГБ). После этого он на протяжении более тридцати лет продвигал интересы России за границей, работая в государственных внешнеэкономических ведомствах, в министерстве иностранных дел СССР, представляя Россию в международных организациях, являясь заместителем министра внешнеэкономических отношений, министром внешней торговли, министром торговли, представителем России при Европейском Союзе.
Фрадков занимал также важные должности и внутри страны - он был заместителем руководителя Совета Безопасности и главой Федеральной службы налоговой полиции.
Однако государственная служба Фрадкова за границей и внутри страны не раскрывает полной картины. Когда он был заместителем министра внешнеэкономических связей, Егор Гайдар проводил радикальные экономические реформы, направленные на создание рыночной экономики. Поэтому можно ожидать, что Фрадков обладает значительным опытом не только в продвижении внешнеэкономических интересов России, но и имеет представление о трудностях, стоящих перед нынешними экономическими реформами.
Назначение Путиным Фрадкова на пост премьер-министра позволяет предположить следующее. Во-первых, как и ожидалось, Путин хочет, чтобы главой правительства был человек, хорошо знакомый с международной и внутренней экономической ситуацией. Так как ожидается, что Путин собирается проводить новые экономические реформы, а также в свете растущих проблем во внешней торговле, особенно с Европейским Союзом, Фрадков будет отличным кандидатом на эту должность.
Во-вторых, Фрадков является технократом с малоизвестными политическими амбициями. Его прошлое показывает, что он не политик, а скорее исполнитель. Ожидается, что Фрадков, в отличие от Касьянова, будет заниматься всей экономикой, а не несколькими отраслями, контролируемыми олигархами. Так же можно полагать, что он серьезно возьмется за выполнение поставленной Путиным задачи удвоения экономики России к концу десятилетия.
В-третьих, Фрадков сочетает в себе качества всех кремлевских кланов, борющихся за благосклонное отношение Путина. Фрадков, который ассоциируется и со спецслужбами, и с некоторыми видными экономистами-реформаторами, был выбран, чтобы следить за особо рьяными силовиками, защищая одновременно реформаторов, например, Алексея Кудрина, исполняющего обязанности министра финансов, и Германа Грефа, исполняющего обязанности министра торговли и экономического развития (ожидается, что они оба войдут в состав нового правительства Фрадкова).
В-четвертых, опыт службы Фрадкова на посту руководителя Федеральной службы налоговой полиции должен стать важным знаком для российского большого бизнеса. Кремль, скорее всего, продолжит применять жесткую политику по отношению к фирмам, использующим агрессивные схемы минимизации налогов. С большой вероятностью может оказаться, что нападки на крупную нефтяную компанию не являются единичной акцией Кремля - все крупные компании должны ожидать контроля со стороны налоговых органов. Коррумпированные чиновники, берущие взятки у большого бизнеса, тоже должны обеспокоиться.
В-пятых, Фрадков разбирается в работе правительства и в экономике. Однако, у него нет сильной и надежной команды. Он знаком и работал с представителями сил безопасности и с экономистами-реформаторами, но он не был лидером ни тех, ни других.
Голосование в Государственной Думе, посвященное назначению Фрадкова, состоится 5 марта. Чтобы Фрадков занял пост премьера, Путину придется направить определенную часть политического влияния на поддержку предложенной им кандидатуры.
По сути дела, Путин сделал премьер-министром самого себя. Он принял смелое решение, и он больше не сможет винить правительство за просчеты. Назначив Фрадкова, Путин сам стал правительством.