Нарастающий скандал, связанный с прослушиванием членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций перед войной в Ираке, с высокой вероятностью прольет нелицеприятный свет на тайну, которую Вашингтон и Лондон отчаянно пытаются сохранить - на созданную Агентством национальной безопасности США систему электронной разведки "Эшелон".
В то время как Австралия и Новая Зеландия признали, что соответствующие соглашения и системы существуют, Вашингтон на все запросы, касающиеся "Эшелона", отвечает немногословной фразой: "без комментариев". В 1999 году член Постоянного специального комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США Бобб Барр (Bob Barr) пришел в ярость, когда АНБ, чтобы не предоставлять Комитету запрашиваемые им документы о сверхсекретной системе, заявило о своем праве не разглашать информацию, полученную из своих источников.
Система "Эшелон" возникла в 1971 году. АНБ сотрудничает с английской Штаб-квартирой правительственной связи и соответствующими ведомствами Канады, Австралии и Новой Зеландии. Однако радиоантенны, перехватывающие сигналы, располагаются не только на территории этих пяти стран, элементы глобальной сети прослушивающих станций АНБ находятся также в Италии, Турции и даже на островах Эритреи. Разведывательные ведомства других стран также сотрудничают с АНБ, но на двусторонней основе. Пятерка партнеров по "Эшелону" обменивается друг с другом списками имен, мест, ключевых слов и выражений; и когда нужный термин обнаруживается в перехваченном сообщении, то оно сразу же отсылается соответствующей стране.
Система Агентства национальной безопасности "Эшелон" представляет собой многонациональную сеть электронных подслушивающих станций, которые могут перехватывать радиосообщения, телексы, электронную почту, факсы, переговоры по спутниковым телефонам, данные, передаваемые через интернет и через спутники.
Скорее всего, на некоторых объектах установлены и обычные средства прослушивания. Система имеет огромные возможности, по некоторым оценкам, она перехватывает до трех миллиардов сообщений в день. В некоторых отчетах высказывается предположение, что "Эшелон" способен просеивать около 90 процентов интернет-трафика.
В Соединенных Штатах данные просеиваются суперкомпьютерами в поисках ключевых слов и фраз. По результатам расследования, проведенного в 2001 году Европейским Парламентом, "Эшелон" может перехватывать три миллиона факсов, электронных посланий и телефонных разговоров в минуту. От 10000 до 15000 сообщений ежедневно признаются заслуживающими интереса и подлежащими расшифровке и анализу.
Авиабаза Бакли Национальной гвардии ВВС США принимает сигналы с двух спутников "Trumpet", которые идеально подходят для мониторинга сотовых телефонных переговоров на частотах, используемых в Израиле и арабском мире. Изначально спутники "Trumpet" были построены для наблюдения за излучением радаров системы противоракетной обороны Советского Союза. Позднее АБН выяснило, что сотовые переговоры ведутся в том же диапазоне частот, в котором излучают радары систем ПРО, и перенастроило спутники соответствующим способом.
Система не является полностью безотказной. В январе 2000 года из-за компьютерного сбоя спутники Агентства были "ослеплены" на три дня, а в июле того же года спутник Национального управления военно-космической разведки США бездействовал 12 часов.
Недорогие мощные персональные компьютеры, оснащенные мощными алгоритмами кодирования речи и информации способствуют облегчению деятельности террористов. У "Эшелона" есть и другие недостатки. Спутники не могут считывать информацию с оптико-волоконных кабелей связи. Помимо того, возросшая доступность 128-битных и еще более мощных алгоритмов кодирования данных значительно снизили скорость, с которой суперкомпьютеры "Эшелона" могут "взламывать" зашифрованные сообщения.
Еще одним "узким местом" являются иностранные языки. Переводчики АНБ завалены огромными объемами материалов, которые необходимо переводить с различных сложных языков, например, с арабского; для оценки всего поступающего материала просто не хватает переводчиков - носителей языка. Проблема заключается не в отсутствии информации, а в том, что в огромных потоках электронной шелухи очень сложно обнаруживать значимую информацию в режиме "реального времени". Для примера, в 2000 году американцы потратили 2,58 миллиарда минут на разговоры по сотовым телефонам. В 2001 году крупнейший интернет-провайдер "America Online" сообщил, что им ежедневно пересылалось 225 миллионов электронных писем. По сравнению с показателями 2004 года эти цифры являются мизерными.
Еще до событий 11 сентября 2001 года власти США усилили наблюдение за преступниками и террористами, например, в 1999 году на законном основании было прослушано более 2450000 телефонных переговоров. По данным Федерального бюро расследований в промежуток между 1997 и 1999 годами количество поступающих от агентов ФБР запросов на подключение к интернет-линиям для считывания информации выросло на 1850 процентов.
Атаки 11 сентября 2001 года стали определяющим моментом для разведывательного сообщества Соединенных Штатов. Бесполезно иметь ухищренные системы, если они не могут предупредить подобные катастрофы. И дело не в том, что у американцев не было информации о том, что что-то затевалось. Через два дня после событий, 13 сентября, немецкая газета "Frankfurter Allgemeine Zeitung" сообщила, что еще за три месяца до атак американские и израильские разведслужбы получали сведения о том, что ближневосточные террористы планируют угнать самолет. Газета процитировала слова анонимного источника в немецкой разведке, что сеть "Эшелон" собирала информацию о террористических угрозах.
Многие организации, защищающие гражданские свободы, демонстрировали свою обеспокоенность системой "Эшелон". Развитие интернета дает недовольным шанс попытаться помешать "Эшелону". В 1999 и 2001 годах интернет-активисты объявляли 21 октября "днем создания помех Эшелону", призывая людей включать в свои электронные почтовые послания слова, которые должны были заставить заработать компьютеры АБН за пределами мощности и вывести их из строя. Список предлагаемых "кодовых слов" включал в себя такие приманки, как "Steak Knife" (острый столовый нож) - обозначение двойного агента Ирландской республиканской армии; "Glock-26" - наполовину пластиковый пистолет; "cocaine" (кокаин); "jihad" (джихад) и многие другие. Как и ожидалось, АБН не сообщило ничего о том, имели ли акции протеста какие-либо последствия.
Текущей реальностью системы "Эшелон" является то, что она завалена огромными объемами электронных данных, однако не располагает достаточным количеством специалистов для их обработки в режиме "реального времени". Правительства западных стран для решения проблемы вкладывают деньги в новые компьютеры и новое программное обеспечение, однако такое технологическое решение является непродуманным, и впоследствии может обернуться еще большими проблемами.