Дмитрий Тренин - старший научный сотрудник и руководитель направления в Московском центре Карнеги
Сейчас, когда 14 марта - день перевыборов президента Путина - все ближе, пора подвести итоги его президентства. Самое главное это то, что Россия стабилизировалась. Стабильность изменила и внешний облик России 21 века.
В России Путина мир видит неоавторитарный режим, основанный на государственном капитализме, переплетенном с правящей бюрократией в окружении недоразвитого общества. В том что касается власти как таковой, Россия явно противоположна бывшему Советскому Союзу. Эта Россия не способна и не желает полной интеграции с Западом.
Но даже и ослабленная Россия Путина продолжает числить себя среди великих держав. Правящая элита выступает против превращения России в младшего партнера США или в не столь уж важного члена западного сообщества. Что же касается российской элиты, реальная политика в 21 веке представляет собой смешение геополитики и геоэкономики с добавлением военной мощи. Идеология и ценности играют незначительную роль.
Таким образом, Путин видит в более близких отношениях с Западом не идеологический императив, а средство для экономической модернизации России. В отношениях с США и ЕС Путин хотел бы повысить статус России. Именно эта цель стоит перед его политикой модернизации России.
Та же логика и в отношении военно-стратегических вопросов. Поскольку Америка относится с уважением только к сильному противнику, Россия будет совершенствовать свою военную мощь, чтобы сравняться с США, в частности, в ядерном оружии. Слишком тесные отношения с НАТО (не говоря уж о вступлении в Договор) лишат Россию стратегической независимости.
Противостояния с Америкой следует, конечно же, избегать. Но, в силу невозможности союза равных, наиболее вероятным представляется гибкая комбинация ограниченного партнерства и локального противостояния. Российские руководители ясно сознают реальное положение страны и поэтому принимают необходимость сосредоточения внимания на жизненно важных интересах. Они убеждены в том, что Россия великая держава, которая пока должна выступать на региональном уровне.
Основной целью этой стратегии на ближайшее будущее является восстановление влияния России в бывших республиках Советского Союза. Эту стратегию можно назвать "Операция СНГ" Цель не в возрождении Советского Союза. Все страны СНГ, за исключением, пожалуй, Белоруссии, сохранят свою независимость. В обмен на экономическую поддержку Кремль потребует политической лояльности.
Критерий такой лояльности будет весьма прост - участие в возглавляемых Россией структурах обеспечения безопасности и нейтрализация "чрезмерного" влияния третьих сторон (Великобритании, ЕС, Китая или Турции) на страны СНГ.
Соглашения с правящей элитой стран СНГ станет основным инструментом осуществления "Операции СНГ". Потребуются значительные усилия по продвижению пророссийских группировок и постепенному ослаблению и нейтрализации прозападных кругов.
При проведении этой стратегии Россия столкнется с трудностями. Прошлогодняя попытка Путина добиться от президента Джорджа Буша признания "особых интересов России" в странах бывшего Советского Союза провалилась, точно так же, как и подобная попытка бывшего президента Бориса Ельцина, предпринятая за десять лет до этого. В отличие от Ельцина, Путин не сдастся и надеется воспользоваться тем, что Америка будет слишком занята борьбой с терроризмом и распространением ОМУ, реорганизацией Ближнего Востока и удерживанием Китая от слишком резких возражений.
Российская активность в СНГ поставит ее в прямое противостояние с ЕС. Если Кремль использует силу для установления своей гегемонии на региональном уровне, Европа может снова решить, что Россия представляет угрозу ее безопасности, а это, в свою очередь приведет к возобновлению холодной войны и возврату НАТО к политике сдерживания.
Точно так же и Китай может воспротивиться "Операции СНГ". До недавнего времени Китай опасался, что уход России из региона создаст вакуум, который заполнят США. Сейчас, рассматривая регион как свою вотчину и источник энергии, Китай усиливает свое влияние. Укрепление стратегической мощи России ограничит масштабы китайского господства. Если же Россия выступит в роли надежного арьергарда и поставщика энергии и вооружений, Китай вряд ли станет возражать против расширения российского влияния.
Преследуя эти цели, Россия должна помнить, что империализм занятие дорогостоящее и провоцирует Запад на противостояние. Не стоит забывать и того, что для стран СНГ суверенитет означает, прежде всего, независимость от России. Так что Кремль должен стремиться к добровольному признанию своего лидирующего положения, основанного на достижениях в экономической и социальной сферах. В конце-то концов, настоящие лидеры действуют собственным примером.
Полный вариант этой статьи Дм. Тренина см. здесь