Все, что Владимир Путин делает в эти дни, воспринимается как меры по дальнейшему укреплению его власти. Конечно, он не испытывает недостатка во власти, принимая во внимание послушный парламент и неминуемую победу на предстоящих 14 марта президентских выборах. Однако главный вопрос заключается в том, как он намеревается использовать эту власть, и назначение на пост премьер-министра Михаила Фрадкова является шагом в многообещающем направлении. Г-н Фрадков последние несколько лет работал на самых сложных участках - в качестве внешнеторгового чиновника, главы Федеральной службы налоговой полиции и представителя России в Европейском Союзе. Он делает то, в чем нуждается Россия: реформирует управленческий аппарат, приводит в порядок отчетность, борется с коррупцией, пресекает утечку капиталов и работает над международным имиджем России.
Конечно, Фрадков не обладает выраженной харизмой или политическими амбициями, и поэтому представляет для г-на Путина гораздо меньшую угрозу, чем уволенный премьер-министр Михаил Касьянов. Однако большинство глав российских правительств после распада Советского Союза были малоизвестными технократами, работавшими под руководством президента. Г-н Фрадков, вероятно, в прошлом служил офицером КГБ, как и его нынешний босс. Однако это не обязательно является причиной, по которой г-н Путин выбрал его. Карьера г-на Фрадкова позволяет предположить, что он служил в торговой и экономической части спрута советской разведки, а не в шпионской. Когда г-н Путин пришел в Кремль, г-н Фрадков уже был членом правительства.
Более важно то, что г-н Фрадков не участвовал в коррумпированных приватизационных схемах, осуществлявшихся при Борисе Ельцине, и, судя по всему, не принимает участие в распрях между различными кремлевскими группировками. Выдвижение г-на Фрадкова может означать, что г-н Путин наконец решил выбрать человека, способного начать серьезные экономические реформы во время его второго президентского срока.
Г-н Путин сосредоточил в своих руках столько власти, сколько было бы достаточно любому человеку, будь то в России или за ее пределами. Поэтому необходимо, чтобы ему постоянно напоминали о том, что каждый его шаг внимательно отслеживается в поисках признаков деспотизма. Однако также важно не упускать со счетов возможность того, что г-н Путин может использовать свою власть для развития России в правильном направлении. Назначение компетентного чиновника с солидным послужным списком и значительным внешнеэкономическим опытом является, по крайней мере на данный момент, обнадеживающим сигналом.