3 марта 2004 года. Менее чем через 2 месяца расширение Европейского Союза (ЕС) сотрет, наконец, политические и экономические границы времен "холодной войны". Но в период, когда ЕС, а также и Организация Североатлантического договора (НАТО), принимая в этом году в свой состав новых членов, расширяются на восток, они встречаются с холодными ветрами, которые дуют из Москвы.
Это не повторение "холодной войны". Однако отношения между Западной Европой и Россией развиваются не так, как предполагалось. Год назад комиссия ЕС в Брюсселе разглагольствовала по поводу потенциальных возможностей "более широкой Европы", в которую войдут 10 новых членов (в том числе восемь бывших коммунистических стран), позитивно влиять на политические и экономические ценности в России. Расширившийся клуб, как полагала эта комиссия, будет окружен "кольцом друзей".
Вместо этого, отношения с Москвой сегодня характеризуются жесткостью и напряженностью, что грозит простым перемещением старой линии раздела на континенте.
В последние месяцы российские лидеры демонстрируют поведение, которое больше напоминает угрюмого медведя из прошедших десятилетий. Например, Москва пригрозила выйти из двух основополагающих соглашений, одно из которых регулирует ее войска и вооружения в Европе, а другое - ее отношения с ЕС.
Денонсация договора о безопасности - если до этого дойдет - менее зловеща, чем кажется на первый взгляд, но разрыв с ЕС имел бы далеко идущие политические и экономические последствия. Европа зависит от России в снабжении нефтью и природным газом. Россия поддерживает особые отношения в сфере торговли и передвижения людей с большинством стран, готовящихся стать членами ЕС, и 1 мая с.г. она утратит эти свои привилегии.
Для того чтобы сохранить некоторые из вышеозначенных привилегий, Москва хочет пересмотра соглашения с ЕС, которое включает и вопросы торговых отношений. Однако Брюссель пока отвечает на требования Москвы отказом, заявляя, что на новичков будут распространяться те же стандарты, что и на первых 15 членов ЕС.
В то же время откат российской демократии при президенте Владимире Путине мало что делает для того, чтобы поощрить Брюссель пойти навстречу Москве.
Безусловно, устойчивое поступательное развитие российской экономики приветствуется как в самой России, так и за ее пределами. Но контроль Путина над средствами массовой информации и давление на своих противников, а также упрямое присутствие российских войск в таких не собирающихся вступать в ЕС странах, как Грузия, вызывает озабоченность западных лидеров.
Новая атмосфера требует, чтобы на смену мечтательному оптимизму недавних лет пришел реализм.
В то же время ни одна из сторон не должна упускать из виду тот факт, что России лучше быть внутри палатки и налаживать отношения с Западом, чем оставаться в изоляции за порогом.
Вот почему, когда министры ЕС и России на следующей неделе встретятся, чтобы продолжить дискуссии по этим вопросам, ЕС следует попытаться найти пути для удовлетворения законных жалоб России. Ему следует также изучить возможность обеспечить России присутствие в ЕС по типу места России в НАТО, где у нее есть голос, но нет права вето.
Сегодня не время отказываться от России, даже если кажется, что дни великих надежд на демократию в этой стране уже прошли.