Чарльз Капчан - профессор международных отношений Джорджтаунского Университета, ведущий сотрудник Совета по международным отношениям
Демографическая революция меняет облик Европы. Падение рождаемости в сочетании с растущей иммиграцией означают конец этнической однородности европейских традиционно национальных государств. Кроме того, преобладающее христианское население Европы должно привыкнуть к идее смешения с мусульманами; привыкнуть к тому, что иммигранты из Турции, Северной Африки и Ближнего Востока, мечети и специализированные мусульманские продуктовые магазины занимают свое место рядом с соборами и мясными лавками.
Интеграция национальных меньшинств в европейское сообщество является, возможно, единственным главным вызовом, стоящим перед Европейским Союзом.
Многонациональное общество не очень легко приживается в Европе. В Германии до проведенных недавно реформ гражданство определялось по национальности, а не по месту рождения, из-за чего, к примеру, рожденные в Германии турки не ощущали себя полностью причастными к этой стране. Во Франции применяется более широкое понятие гражданства, однако многие французы продолжают проводить различия между гражданами французского происхождения и другими лицами.
Такой образ мыслей способствовал широко распространенной этнической сегрегации, когда национальные меньшинства в европейских странах обычно живут в своих анклавах - зачастую в бедности, ощущая себя гражданами второго сорта. Вытекающее из этого социальное напряжение способствует накоплению политического капитала европейскими правыми, выступающими против иммиграции.
В последних президентских выборах во Франции Жан-Мари Ле Пен (Jean-Marie Le Pen), давний лидер правых экстремистов, получил почти 20 процентов голосов, сумев обогнать в первом туре действующего премьер-министра, и уступив во втором туре Жаку Шираку (Jacques Chirac).
В Голландии до выборов 2002 года Пим Фортейн (Pim Fortuyn) был одним из первых политиков, которые открыто обсуждали необходимость сохранения традиционных голландских ценностей и норм в свете угрозы, представляемой для них иммиграцией. Фортейн стал очень популярен - но его карьера была оборвана убийцей незадолго до выборов.
В результате выборов в 1999 году в Австрии в правящую коалицию вошла Партия Свободы Йорга Хайдера (Joerg Haider), политика, известного своими расистскими взглядами. И хотя Хайдер ушел с поста лидера партии - отчасти из-за международного недовольства, вызванного его успехом на выборах - его партия до сих пор входит в правящую коалицию.
Каким бы притягательным ни был призыв крайне правых к ограничению иммиграции, европейцы не могут позволить себе закрыть двери перед приезжими. Без иммиграции население большинства стран Европы будет стареть и уменьшаться. Уровень рождаемости в Европе гораздо ниже, чем требуется для поддержания численности населения на нынешнем уровне. Сегодня в Европейском Союзе на сто работающих приходится 35 пенсионеров. Если текущие демографические тенденции сохранятся, то к 2050 году в Европе на сотню работников будет приходиться 75 пенсионеров, а в Италии и Испании показатель может составить один к одному.
Европе, независимо от того, хочется ей того или нет, придется согласиться с иммиграцией для своего экономического выживания. Близость Европы с Северной Африкой и Турцией, а также большое количество молодежи во многих исламских странах обеспечат постоянный приток мусульманских иммигрантов.
В Европейском Союзе уже живут 15 миллионов мусульман, и ожидается, что эта цифра удвоится к 2015 году. Только во Франции проживают около 5 миллионов мусульман. Хотя как минимум половина из них является гражданами Франции, мусульманское сообщество в целом становится более радикальным. Чувство социальной изоляции (многие из мусульман живут в городских гетто) и отсутствия гражданских прав (в Национальной Ассамблее нет ни одного мусульманина) является питательной средой для растущего у мусульман чувства недовольства.
В попытке снизить растущее социальное напряжение Национальная Ассамблея Франции приняла недавно закон, запрещающий мусульманским девушкам носить головные платки в государственных школах. Вообще, были запрещены все бросающиеся в глаза религиозные символы, включая ермолки и большие кресты. Закон предназначался для того, чтобы защитить школьниц, которые не носили платок - так как многие из них подвергались со стороны радикальных групп принуждению носить его. Так же он должен был сохранить светский характер общественной жизни, который существует во Франции с 1905 года, когда церковь и государство были законодательно разделены. Пока еще не ясно, посчитают ли мусульмане Франции этот закон, против которого выступают около 50 процентов из них, позитивным шагом по направлению к интеграции или нежелательным ограничением их религиозной свободы.
Независимо от того, будет ли способствовать межэтнической терпимости и интеграции запрещение религиозных символов в школьных классах, Франция и ее соседи должны еще напряженней работать над построением многонациональных сообществ. Интеграция меньшинств в основной социальный поток означает, что они должны иметь доступ к курсам по изучению языка, гражданских прав и различных специальностей. Без образования и социальной мобильности национальные меньшинства по-прежнему будут враждебно настроенными и недовольными.
Европейские правительства также должны делать больше для борьбы с предубеждением и для продвижения идей терпимости среди преобладающего населения. На кону стоит не только выживание многонационального европейского сообщества, но и способность Европы остаться одним из мировых центров либеральной демократии и экономической активности.