Дэвид Кей, возглавлявший группу ЦРУ по поиску оружия массового поражения в Ираке после свержения режима Саддама Хусейна, призвал правительство Буша 'честно все рассказать американскому народу' и признать, что информация о наличии (в Ираке - перев.) оружия массового поражения была ложной.
В интервью газете 'Гардиан' г-н Кей заявил, что нежелание правительства признать свою ошибку не только не дает провести давно назревшие реформы в разведывательных ведомствах США, но и подрывает и так невысокое доверие к ним в самих США и за пределами страны.
Он приветствовал создание специальной комиссии по расследованию разведывательной деятельности США в Ираке перед началом военной операции с участием представителей как республиканской, так и демократической партии. По его заявлению, такое открытое расследование в США с большей вероятностью могло бы доискаться до правды, чем комиссия лорда Батлера в Великобритании. Он заметил, что последняя 'была настолько ограничена в своих возможностях', что прийти к конкретным выводам ей было бы 'почти невозможно'.
Дэвид Кей, 63-летний специалист, долго проработавший инспектором ООН по ядерному оружию, в конце января вызвал сенсацию своим заявлением в сенате США о том, что американские спецслужбы 'ошибались почти по каждому пункту' о наличии оружия массового поражения (ОМП) в Ираке.
Кей также ушел из Наблюдательной группы по Ираку (Iraq Survey Group), сформированной ЦРУ в качестве главного органа, ответственного за обнаружения ядерных арсеналов Саддама, по его словам, из-за того, что усилия группы были распылены постоянной борьбой с иракскими мятежниками.
- Меня волновало то, что мы посылали все новые и новые группы на поиски того, чего, по нашему все возраставшему убеждению, (в Ираке - перев.) не было, - сказал он.
Его призыв признать ошибки в разведданных пришелся Белому дому совсем некстати в начале предвыборного года. Министр обороны США Дональд Рамсфельд опроверг утверждение Кея о том, что в Ираке перед войной не было ОМП. Он заявил, что эта 'теория', и такое допущение 'вполне возможно, но маловероятно'.
В своем обращении к нации в январе президент США Джордж Буш-младший не вспоминал уже о том, что перед войной он заявлял, что Ирак представляет собой 'непосредственную угрозу', но указал, что Наблюдательной группе по Ираку удалось обнаружить 'признаки проведения исследований, связанных с оружием массового поражения'.
Как специалист международного класса по ядерному оружию, Дэвид Кей призвал президента пойти до конца.
- Пора уже посмотреть американскому народу в глаза и сказать ему правду. Он должен сказать: 'Да, мы ошибались, и я найду, в чем именно', - сказал Кей.
По словам представителя Белого дома, пока рано делать какие-либо выводы: 'Наблюдательная группа по Ираку еще работает, а работа комиссии (по расследованию - перев.) еще и не начиналась'.
Несмотря не это, Кей заявил, что, если правительство продолжит уходить от прямых ответов, общество начнет уже иронически относиться к тому, как оно оценивает свои действия, и это, как он считает, может создать реальную опасность попадания ОМП в руки террористов. Также он подчеркнул, что, если правительство не признает честно, что разведка США в Ираке потерпела фиаско, доверие к ее работе пропадет 'и у следующего поколения' союзников Америки.
По словам Кея, он пришел к убеждению, что никакого ОМП разведчики не найдут, еще несколько месяцев назад, когда нужно было представлять конгрессу промежуточный доклад о том, что запасов готового ОМП не было найдено; он также заметил, что и ЦРУ, и правительство Блэра сильно беспокоили возможные последствия таких утверждений.
- Я думаю, что в политических кругах Лондона этого доклада опасались больше, чем в Вашингтоне. В политическом смысле здесь и там это были совершенно разные события, - так Кей прокомментировал шум, поднявшийся вокруг смерти его бывшего коллеги по работе в ООН Дэвида Келли.
По словам Кея, он ожидал, что Келли приедет в Ирак для участия в расследовании возможной разработки в этой стране биологического оружия и разговаривал с ним незадолго до его смерти.
- Он совершенно не сомневался в том, что такие программы у Ирака есть, - говорит Дэвид Кей.