Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русский медведь и его бывшие территории

Усмирение русского медведя является вопросом скорее взаимных уступок на переговорах, чем конфронтации

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Русский медведь рычит, видя, как американцы и европейцы усиливают свои коммерческие и стратегические позиции в Прибалтике, на Кавказе и в Средней Азии. Принимая во внимание крепнущую решимость России защищать свои интересы на прилегающих к ней территориях, американским и европейским политикам следует призадуматься над тем, когда можно бросить вызов Москве, а когда делать этого не нужно.

5 марта 2004 года. Русский медведь рычит, видя, как американцы и европейцы усиливают свои коммерческие и стратегические позиции в Прибалтике, на Кавказе и в Средней Азии. Принимая во внимание крепнущую решимость России защищать свои интересы на прилегающих к ней территориях, американским и европейским политикам следует призадуматься над тем, когда можно бросить вызов Москве, а когда делать этого не нужно.

Россия недавно объявила, что не приемлет условий Договора об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе. Этот пересмотренный в 1999 году договор имеет целью обеспечение паритета обычных вооруженных сил, которые военные державы мира могут иметь в Европе. В соответствии с этим договором, Россия обязана вывести свои базы из Грузии и Молдавии. Хотя Россия так и не ратифицировала данный договор, отказ от него является новостью.

Представляется, однако, что Россия пытается и червячка съесть, и на крючок не сесть. Отвергая ограничения, налагаемые этим договором на нее, Россия в то же время желает, чтобы его положения распространялись на Прибалтийские государства, которые в следующем месяце вступают в Организацию Североатлантического договора (НАТО). В таком случае были бы ограничены возможности НАТО по переброске войск и развертыванию вооружений в этих государствах.

Россия наверняка хочет заключить с НАТО соглашения по Прибалтике и Кавказу, но тут примешивается также и надоедливый вопрос, а чего хочет сама Грузия. Россия и Грузия совершенно по-разному смотрят на сроки закрытия баз. Если Россия и Грузия не сумеют в разумный период достичь согласия, Соединенным Штатам и Европе следует оказать на Россию давление, чтобы решить этот вопрос.

Тем не менее, администрации Буша-младшего (George W. Bush) следует и в дальнейшем воздерживаться от обливания грязью России за то, что она блюдет свои интересы. Сенатор Джон Маккейн (John McCain), например, недавно заявил, что Россия "перекрыла поставки энергоносителей в Латвию с целью оказания давления на демократическое правительство в Риге". Но у России были очевидные коммерческие причины для того, чтобы прекратить поставки сырой нефти в латвийский порт Вентспилс. После того как она построила собственный нефтяной терминал в Приморске, она смогла избавиться от уплаты транзитных пошлин и иных сборов, которые ей приходилось платить, когда ее нефть поставлялась в Вентспилс.

И хотя страны Евразии постоянно жалуются на господство России, многие из них получают природный газ по сниженным тарифам и право для своих граждан жить и работать в России. По большей части соперничество между Россией, США и Европейским Союзом (ЕС) с целью получения стратегических или коммерческих преимуществ в Евразии идет на пользу странам региона. Кажется резонным, что воля суверенных государств должна определять, где господствующие державы могут создавать военные базы или осуществлять коммерческие проекты.

Но страны могут также договариваться между собой, кто какую роль будет играть. Существуют богатые потенциальные возможности взаимных уступок. США и ЕС, к примеру, могут оказать содействие в защите прав русскоговорящего меньшинства в Прибалтике и в других регионах, сдерживании исламского фундаментализма в Средней Азии, позволить России получить увеличенные квоты на экспорт товаров в расширившийся ЕС и облегчить населению Калининградской области транзитные поездки в собственно Россию. Иными словами, усмирение русского медведя является вопросом скорее взаимных уступок на переговорах, чем конфронтации.