Перед тем, как президент Путин вступит во второй срок своего правления, Кремль предпринимает срочные и широкомасштабные попытки улучшить сложившийся международный имидж России и ее президента. Российские официальные круги озабочены тем, что на фоне положительных рейтингов президента внутри страны по-прежнему остается много негативного в восприятии Путина и России в западном сознании. И это может оказать сильное негативное воздействие на внешнеполитический курс страны. Главное, что отпугивает всех - это представление о возврате к старой советской тоталитарной системе. Именно этим было вызвано состоявшееся в верхах несколько недель назад совещание, т.н. 'мозговой штурм' по поводу выработки стратегии, способной противостоять складывающемуся на западе стереотипу 'Путин - диктатор'.
Ни официальные представители администрации, ни российские журналисты пока не могут определиться с тем, как Путин, о котором они писали и которого знают, стал отнюдь не позитивно восприниматься и оцениваться западной прессой. Им сложно признать, что позитивно воспринимающееся у себя дома зачастую дает крайне противоположный результат за рубежом. Жесткий курс Путина в отношении чеченского сепаратизма, который популярен в России, считается бессмысленным и неперспективным за рубежом. Силовое давление на олигархов и продолжающееся тюремное заключение М.Ходорковского (бывшего главы нефтяной компании Юкос), которому до сих пор не предъявлено обвинение, с энтузиазмом воспринято населением, которое считает этих сверх богатых индивидуалов паразитами и ворами. И никто не понимает, что подобные действия воспринимаются на западе как политическое преследование с антисемистким оттенком, т.к. большинство преследуемых - евреи.
Мощный 'всепутинский' информационный поток на государственных СМИ, и, соответственно, закрытие независимых телевизионных станций, также приветствуется большинством российского населения. Как правило, это аргументируется тем, что независимые каналы были закрыты не по политическим причинам, а вследствие их безнадежной бесперспективности. При этом делается акцент на то, что государственное телевидение стало более гибким, и разносторонним по своему содержанию в сопоставлении с советскими временами. Государственная же телевизионная монополия компенсируется широчайшим спектром мнений на радиостанциях и в газетах.
Одним из первых шагов по реализации кремлевского 'информационного саммита' является организация серии визитов зарубежных журналистов в Россию, для того, чтобы показать им страну не в рамках показного шоу по Москве и Санкт-Петербургу, а ее отдаленную глубинку - регионы. Эта программа с советских времен воспринимается как табу, включающее то, что сохранилось от горбачевской гласности и ельцинской вседозволенности - посещение сверхсекретных военных объектов, ознакомление со всей подноготной социальных программ (наркотики, преступность, нищенство среди пенсионеров)
Пятидневная поездка, в которой я приняла участие на прошлой неделе, позволила посетить центральный офис российской научно-исследовательской ядерной программы на одном из закрытых военных объектов, куда можно попасть только по специальному разрешению. Мы также увидели первый в России объект по утилизации химического оружия. Практически везде были организованы неформальные пресс-конференции с руководством этих предприятий, где не было ограничения в тематике задаваемых вопросов. Вместе с тем, ответы на них были только в рамках соответствующей компетенции. Представительные молодые люди, сопровождавшие нас во время поездки уклонялись от комментариев по поводу того, что мы видели во время поездки. Мы проехали сотни миль по местам, о которых мало кто знал в советские времена. И те из нас, кто помнит это время, нашли заметные изменения - новые крыши домов, люди лучше одеваются, позитивные изменения в снабжении.
Повторюсь для тех, кто знаком с помпезными презентациями советского периода - эта поездка - нечто совершенно иное. Абсолютно новый стиль, достаточно гибкий и отсутствие какой-либо идеологии. Но не обошлось и без срывов. В последний момент нам отказали в разрешении посетить здание, где утилизируют химическое оружие. Визит на главную базу стратегической авиации тоже был отменен. Похоже, что некоторые местные руководители не перешли в новую эру, где 'говорят то, что есть на самом деле', а предписания президента Путина достаточно эффективны, но пока не везде.