Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Демократия с железной рукой

Власть, гарантируемую Путину Конституцией и голосами избирателей, можно считать абсолютной.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Определенная порядочность не дает на настоящий момент правителям западных демократий прибегать маневрам, подобным тому, что предпринимает Путин. Новизна политической системы России, прозванной некоторыми 'управляемой демократией', объясняет ситуации, напоминающие сложившуюся в настоящий момент. Но, кроме того, неизбежно приводит и к следующему вопросу: какое правление лучше во время переходного периода: западная демократия или же демократия управляемая?

Получив на декабрьских выборах большинство депутатских мандатов, Путин подходит к назначенным на будущее воскресенье президентским выборам, не имея ни одного достойного соперника. Власть, гарантируемую ему Конституцией и голосами избирателей, можно считать абсолютной.

Решение российского президента Владимира Путина сместить все правительство за две недели до назначенных на 14 марта президентских выборов, вызвало удивление не только за пределами страны, но и у многих россиян, считающих демократию западного образца своей основной политической целью. Как может президент принимать подобное решение в ожидании голосования избирателей, даже при условии, что его переизбрание гарантировано?

По мнению некоторых аналитиков, подобный маневр является следствием четырех лет правления Путина. 'Сформировалась модель правления, имеющая определенные либеральные черты, но и склоняющаяся при этом к контролю со стороны государства, сильной власти и некоему подобию авторитаризма', - полагает директор Фонда 'Центр политических технологий' Игорь Бунин.

Очевидно, что определенная порядочность не дает на настоящий момент правителям западных демократий возможности прибегнуть к подобным маневрам. Новизна политической системы России, прозванной некоторыми 'управляемой демократией', объясняет ситуации, напоминающие сложившуюся в настоящий момент. Но, кроме того, неизбежно приводит и к следующему вопросу: какое правление лучше во время переходного периода: западная демократия или же демократия управляемая?

Одним из наиболее очевидных примеров правления второго типа может стать политический режим, сформировавшийся в Индонезии после второй мировой войны. В тот момент, для перехода от колониального голландского правления к независимому государству было найдено именно такое решение. Главное сходство между системами правления Сукарно (Sukarno) и Путина заключается в том, что нынешний глава Российского государства обладает куда большей властью, чем его французский или американский коллега. В самом начале холодной войны неприсоединившиеся страны стали считать Сукарно новым лидером, требующим независимости небольших стран от крупных держав, и некоторые правительства западных стран увидели в индонезийском президенте серьезную опасность. Проведенный в 1965 году генералом Сухарто (Suharto) государственный переворот привел к свержению первого президента Индонезии и установлению вместо начавшей зарождаться демократии проамериканской диктатуры.

'Управляемая демократия с сильной властью помогает принимать быстрые решения, которые в других условиях, давались бы тяжело', - высказывает свое мнение директор института политических исследований, политолог Сергей Марков.

Российский президент действительно обладает гораздо большей властью, чем любой его коллега в других существующих республиканских системах правления. Смещение премьер-министра Михаила Касьянова и назначение на эту должность технократа Михаила Фрадкова является наглядным тому доказательством. Премьер-министр России не обладает такой исполнительной властью, как, например, во Франции. В соответствии с конституцией, российский президент имеет полномочия смещать с должности премьер-министра и выносить кандидатуру нового премьера на голосование в Думе, что и произошло на прошлой неделе.

Теперь новый российский премьер Фрадков должен будет предложить Путину будущих членов кабинета министров. И вновь именно от президента зависит одобрение выдвинутых кандидатур. Это пустая формальность, так как предполагается, что президент и премьер-министр уже обсудили состав нового кабинета еще до того, как глава государства оказал доверие будущему главе правительства.

Теоретически, в обязанности премьер-министра входит решение экономических проблем, в то время как вопросы безопасности и обороны являются прерогативой президента. Но в действительности за свою деятельность министры должны отвечать перед главой государства. И не удивительно, что телевидение дает прямые трансляции со встреч президента с членами кабинета, во время которых глава государства отчитывает 'своих' министров.

Завершить реформы

Президентская оппозиция считает подобные маневры Путина 'антидемократическими'. Но кто-то полагает, что принимаемые президентом меры направлены не на урезание свобод граждан, а на продвижение двух типов реформ: экономических и административных. По мнению большинства политологов, демонстрация Путиным своей власти превращает процесс назначения нового кабинета в пустую формальность. 'После проходившей во время предыдущего срока подготовки реформ и необходимых изменений в административной структуре, в задачи нового премьер-министра входит завершение уже начатых преобразований и продвижение к стабильной общественной системе европейского образца. Кроме того, он должен будет сократить тяжеловесную административную систему, начиная с самого кабинета министров', - поясняет Игорь Бунин.

Принимаемые меры могут оказаться крайне непопулярными, потому как проводимые реформы предполагают увеличение платы за коммунальные услуги (вода, газ, электричество), дотируемые в настоящий момент государством. Если учитывать, что официальная зарплата работников министерств составляет около 100 долларов в месяц, а пенсии с трудом доходят до 1400 рублей (50 долларов), подсчеты оказываются не нужны. В ситуации, когда намеченное увеличение цен не будет скоординировано с реформой и перерасчетом окладов госслужащих и выплатой пенсий, последствия экономических преобразований в стране могут оказаться непредсказуемыми.

'Полагаю, главной задачей Фрадкова станут перемены в правительстве', - заявил президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. 'Первоначально он попытается довести до конца заранее разработанный план', потому как предполагается, что Путин именно затем и позвал его.

В действительности, с того момента как было названо имя Михаила Фрадкова в качестве возможного премьер-министра России, не было ни единого аналитика, который, важничая, не отозвался бы о нем, как о временной фигуре. Не говоря об этом открыто, все дают понять, что в Кремле позвали Фрадкова, желая воспользоваться его познаниями.

Михаил Фрадков - опытный технократ, экономист и юрист, до последнего времени являвшийся полпредом России в Еврокомиссии. Дважды во времена правления Ельцина он становился министром торговли, но никогда не был особо приближенным к власти. 'После того, как он подготовит дорогу, появятся другие - с четкими целями и заложенной базой нового административного правления - и смогут перед будущими, 2008 года, выборами взять власть на себя', - утверждает Павловский.

Сюрприз Фрадкова

С момента отправки в отставку предыдущего правительства и выдвижения кандидатуры нового премьер-министра прошло несколько дней, в течение которых пресса и заинтересованные лица делали ставки и пытались отгадать имя нового доверенного лица президента. Нет никакого сомнения в том, что наиболее вероятными кандидатурами считались 'силовики' или 'петербуржцы', возглавляющие такие ключевые структуры как военная, безопасности или внутренних дел. Но многие утверждают, что было необходимо найти 'человека, не имеющего никаких связей с кругами власти'. Подставное лицо, наемника, в конце концов, который сделает всю грязную работу и уйдет, унося на себе весь груз вины, чтобы президент оказался незапятнанным.

Появившийся в качестве преемника бывшего президента Ельцина Владимир Путин начал набирать очки популярности, благодаря поддержке, полученной им во время выборов 2000 года. После взрыва нескольких жилых домов в российских городах и вторжения чеченских боевиков на территорию Дагестана, он принял решение о начале второй чеченской кампании. Указанная позиция, воспринятая многими как демонстрация силы в ответ на действия агрессоров, принесла Путину победу на выборах. Популярность нового президента продолжала расти. Согласно последним подсчетам общественного мнения его поддерживают около 80% россиян.

Именно голоса избирателей способствовали укреплению в России управляемой демократии Путина. Четыре года усиления партии власти 'Единая Россия', образованной в результате слияния фракций 'Отечество - вся Россия' и 'Единство', завершились сокрушительной победой на прошедших парламентских выборах. Сторонники Путина официально получили в Думе почти две трети депутатских мандатов. В действительности, барьер с легкостью был преодолен, после присоединения к этому числу депутатов от дружественных партий.

Власть президента или партии власти, кроме того, находит подтверждение в соглашениях и перестановках, произошедших в законодательном органе. Наиболее заметной 'операцией' стал переход левого экономиста Сергея Глазьева от коммунистов к Дмитрию Рогозину - нынешнему заместителю председателя Думы - для создания партии 'Родина'. Подобный маневр был направлен на переманивание голосов избирателей от коммунистов - основной оппозиционной партии. После выполнения поставленной задачи начались внутренние столкновения между Глазьевым и Рогозиным, ставшим за последние годы в Кремле свои человеком. Последствия не заставили себя ждать: на прошлой неделе Глазьев перестал являться лидером думской фракции 'Родина'. Кандидат на пост президента на предстоящих выборах Глазьев обвинил своего бывшего однопартийца в том, что тот пытается сделать программу 'Родины' максимально приближенной к идеям 'Единой России'.

Несмотря на маневры по назначению Фрадкова, остается неясным, сможет ли Владимир Путин сохранить свою популярность и власть в течение следующего мандата. 'Он может провозглашать себя либералом и говорить об инвестициях и улучшениях в стране, но существуют сомнения в том, что он сможет убедить население в положительных сдвигах при решении таких социальных проблем, как, например, коррупция', - высказывает свою точку зрения Игорь Бунин.

По-прежнему обсуждается возможность изменения Путиным конституции, что позволит увеличить существующий срок президентского правления с четырех лет до семи. Это означает, что Путин может остаться президентом России не до 2008 года, а до 2011. Дума при массовой поддержке 'Единой России' уже приняла резолюцию подобного изменения в конституции, однако, Путин отклонил это решение как несвоевременное. Кроме того, российский президент заявил, что в его цели не входит внесение изменений в 'Магна Карте'.

Те, кто подобно Игорю Бунину, сомневаются в том, что Путин сможет сохранить свою нынешнюю власть, указывают на отсутствие реального преемника. Смена премьер-министра была воспринята как тайный выбор преемника. Однако назначение Михаила Фрадкова перечеркнуло подобную идею, потому как нового премьера вряд ли можно назвать своим человеком в Кремле. Если бы выбор пал на кандидатуру нынешнего министра обороны Сергея Иванова или же председателя Думы и лидера 'Единой России' Бориса Грызлова ситуация бы выглядела куда прозрачнее.

Нынешняя власть Путина может рассеяться, если проведение реформ обернется неудачей или к 2008 году не будет найдено никакого явного преемника президента. Согласно существующему в конституции положению, президент не может быть избран на третий срок. И тогда россияне будут искать нового харизматичного лидера, способного как на проведение социальных преобразований, так и на возвращение России статуса великой державы, положенного ей, благодаря географической протяженности и наличию природных богатств. На настоящий момент, учитывая упадок либеральных партий, в наиболее выгодном положении оказывается Сергей Глазьев, умеющий включать близкие социализму и коммунизму политические правила в игру управляемой демократии.