Урбан Алин - председатель комитета по международным делам парламента Швеции
Менее чем за 15 лет Польша, Чешская Республика, Словакия, Словения, Венгрия, Литва, Латвия и Эстония прошли путь от коммунистической диктатуры до демократии по западному образцу. Железный занавес, разделявший Европу, исчез благодаря энергии жителей этих стран и их стремлению к свободе и процветанию.
После второй мировой войны Европа пребывала в разрухе. Шесть стран объединились и сформировали "Европейское сообщество угля и стали". Сейчас, более чем 50 лет спустя, та же движущая сила сделает 75 миллионов человек новыми гражданами Европейского Союза.
Для европейского сотрудничества расширение означает трудности и проблемы. Переговоры по новой конституции ЕС были прерваны в конце прошлого года из-за разногласий по вопросу распределения власти между различными странами. Обсуждение будет возобновлено, ни о каком кризисе нет и речи. Однако эта ситуация является хорошим примером тех трудностей, которые возникнут в тот момент, когда Восток встретится с Западом и страны с различным прошлым, различной историей и различными культурами объединятся. С расширением может наступить самый неопределенный период в истории Европейского Союза.
Конечно, эти проблемы несравнимы с преимуществами. Расширение является шагом вперед к лучшему будущему всей Европы. Перспективы гораздо более значительны, чем трудности.
Поэтому европейское сотрудничество в будущем должно будет быть расширено и должно будет включить в себя страны "нового Ближнего Востока": Украину, Белоруссию и Молдавию. Коммунистический "железный занавес" держал эти страны в изоляции. Сейчас, когда границы ЕС сместились на восток, занавеса больше нет, однако очень многие жители этих стран чувствуют себя так, как будто они снова оказались не по ту сторону границы. В то время, как Эстония, Латвия, Литва и Польша получат лучшие возможности для экономического роста и процветания, народы Белоруссии и Молдавии будут испытывать все возрастающие трудности в обеспечении своего существования. Все это вызывает волнения среди населения и является питательной средой для будущего конфликта.
Наши соседи на новом Ближнем Востоке живут в регионе, который, к сожалению, долгое время считался задворками Европейского Союза. Программа Европейского Союза "Более широкая Европа" знаменует собой поддержку Евросоюзом демократических и экономических реформ, начатых в соседних с ним странах. Это хорошее начало. Однако я хотел бы отметить, что реальная необходимость заключается в том, чтобы ЕС создавал долгосрочные перспективы для будущего вступления этих стран в Союз. Это стало бы мощной движущей силой, которая помогла бы этим странам демократизироваться и модернизироваться.
В России, находящейся еще на один шаг дальше на восток, появились тревожные признаки того, что движение к демократии и стабильности остановилось. Прошедшие в декабре выборы были свободными, однако вряд ли они были справедливыми. Предстоящие президентские выборы не грозят нынешнему президенту никаким соперничеством. В общественных настроениях и в желании общества иметь сильного лидера, способного вернуть России ее былую славу, можно разглядеть опасные националистические тенденции. Есть все основания внимательно следить за развитием событий в России.
Страны, расположенные к востоку от ЕС, находятся на этапе перехода к демократии. Стабильность и мир не только способствуют развитию этих стран, но и имеют большое значение для безопасности в глобальной перспективе. Во имя будущей безопасности в мире Европа и Соединенные Штаты должны усилить трансатлантическое сотрудничество в сфере безопасности, а новый Ближний Восток должен занимать приоритетное место в их совместной повестке дня.
Короче говоря, интеграция ЕС с Востоком должна затрагивать и страны, которые станут теперь новыми соседями Европейского Союза и НАТО. Соединенные Штаты тоже должны присутствовать в регионе. Вместе мы можем обеспечить стабильность, экономическое процветание и демократию. Общая и социальная безопасность в России и новых соседях ЕС будет означать и большую безопасность самих Соединенных Штатов и Европейского Союза.