В те благословенные дни, когда Владимир Путин заезжал сюда навестить родню, в крошечной деревне Поминово жила надежда. 'У нас тут был магазин, и бар, и клуб', - вспоминает местный житель Владимир Куварин, который когда-то был женат на дальней родственнице нынешнего президента, ныне покойной. 'Мы были сыты, одеты, обуты. Мы были счастливы'.
Время, которое вспоминает наш собеседник - начало шестидесятых. В деревне Поминово тогда проживало шестьдесят душ. Сегодня здесь всего 14 жителей и ни одного магазина - ни даже крохотного киоска. 'Нам тут лучше жилось при коммунизме', - продолжает Куварин, обводя взглядом умирающую деревню и даже не пытаясь скрыть своего разочарования в самом известном теперь выходце из этих мест.
На это, конечно, можно возразить, что недовольство Куварина и его односельчан направлено не по адресу. По всем показателям, президент Путин сейчас плавно приближается к полной победе на предстоящих выборах 14 марта, которая будет ему заслуженной наградой за успешное спасение страны от хаоса, который грозил затопить Россию всего лишь несколько лет назад. Сегодня страна просто купается в хороших новостях - не без помощи центральных телеканалов, которые снова контролируются государством. Доходы населения растут, безработица снижается, бюджет сбалансирован, рубль стабилен. Экономический рост за время правления Путина составил более 30 процентов. Пенсии выдают, зарплату платят. Мятежных губернаторов областей призвали к порядку; непокорных (и крепко Нелюбимых в народе) олигархов приструнили. Все это подняло популярность президента на небывалую высоту. На декабрьских парламентских выборах за его партию отдало голоса подавляющее большинство избирателей. Его рейтинг в итоге составил 80 процентов - астрономическая цифра!
И все же, не все так хорошо у российского президента, несмотря на ожидаемую победу на следующей неделе. Для многих россиян его реальные заслуги - это то, что они видят в умирающей деревне Поминово. При всем благополучии жизни в Москве и других крупных городах, где люди разъезжают на машинах среднего класса, а суши-бары открыты на каждом углу, огромные пространства российской земли все еще пестрят такими заброшенными деревнями, где люди задавлены непомерным грузом нерешенных проблем, несмотря на то, что прошло уже десять лет реформ. Опросы общественного мнения дают невысокую оценку деятельности правительства Путина практически во всех сферах - от Чечни до коррупции и здравоохранения - при том, что его личный рейтинг уже покоряет заоблачные высоты.
Конечно, даже его самые восторженные сторонники не надеются, что президент в одиночку излечит все российские хвори за один срок. Но настроение все же слегка переменилось. Россияне уже не готовы как прежде с легкостью принимать на веру объяснения по поводу того, почему жизнь все не улучшается. До сих пор причины казались вполне вескими - парламент слишком слаб и разобщен, власть самого Путина ограничивают сильные политики и промышленные магнаты, лоббирующие собственные интересы. В течение последних четырех лет, однако, Путин укреплял свою власть, за что не раз подвергался жесткой критике (больше, впрочем, на Западе, чем, собственно, в России) как 'автократ' и 'антидемократ'.
Он закрыл независимые газеты и растоптал политических противников. В министерствах теперь заправляют его союзники, так называемые 'силовики' - бывшие работники КГБ и военные. Новый парламент подчиняется ему полностью. Все это, однако, привело к тому, что прошлые оправдания потеряли силу. Это 'эра без оправданий', считает независимая журналистка Елена Трегубова. 'Хотите лишить нас свободы - пожалуйста! Но взамен, дайте нам реальные реформы, реальные решения наших проблем, говорят русские'. Россияне меряют заслуги Путина не демократическим аршином, а экономическим.
Путин всегда знал, что перед ним стоит нелегкая задача. Вот как он говорил о своих амбициях, связанных со вторым резидентским сроком, в интервью западным журналистам прошлой осенью: 'Улучшить жизнь простых россиян', в основном через развитие инфраструктуры и необходимые социальные программы. Он уже начал несколько реформ, в том числе реформу налоговой системы и легализацию купли-продажи земли - пост-советскую реставрацию частной собственности. Он открыто говорил о необходимости новых, еще более радикальных перемен. Это, прежде всего, административная реформа, попытка уменьшить непомерно раздутую государственную бюрократию, лежащую на обществе мертвым грузом. Излишнее государственное регулирование экономики, недавно заявил Путин, душит предпринимательство и усиливает коррупцию. Государство удерживает монополию в таких социально значимых сферах как жилье и коммунальные услуги, добавил он. В результате мы имеем низкое качество услуг, высокие цены, растущее недовольство граждан. Люди фактически платят дважды и даже трижды - сначала налоги, потом собственно стоимость услуг, и, наконец, взятки.
Вряд ли так станет говорить человек, более всего стремящийся сохранить статус-кво. Путин прекрасно понимает, что его 'административная реформа', как ни скучно это звучит, является ключом к выполнению всех остальных его обещаний, данных избирателям, в частности, улучшить существующие в стране системы здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения. Он отлично представляет себе, что недовольные реформами бюрократы будут ставить ему палки в колеса. Эрик Краус, главный аналитик московского представительства 'Sovlink Securities', назвал Путина 'святым Владимиром' за его усилия повернуть Россию 'лицом' к бизнесу. Вот что он пишет в своем последнем обращении к инвесторам: 'Российское государство продолжает плохо функционировать с точки зрения мировых стандартов, его разлагает коррупция, бюрократия, политический феодализм, вмешательство олигархов и пережитки советской эпохи. Если Россия собирается продолжать столь же стремительно развиваться, ей необходима полная реконструкция'.
Путин готовился к широкомасштабному наступлению на этого монстра большую часть года, если не большую часть первого президентского срока. (Его православный исповедник однажды отозвался о президенте как о человеке, находящемся 'в борьбе с собственной независимостью'). Большая часть этой борьбы, однако, до последнего времени проходила вдали от любопытных глаз, лишь недавно всплыв на поверхность. Началось это прошлым летом с противостояния между президентом и самым богатым человеком России, нефтяным магнатом Михаилом Ходорковским, который уже пятый месяц сидит в тюрьме. 'Битва титанов' привела к тому, что чуть не рухнула самая крупная индустриальная империя в стране, а остальные серьезно напуганные олигархи стали остерегаться критиковать или противиться инициативам резидента. Это противостояние также привело к отставке Александра Волошина, хитрого шефа президентской администрации, назначенного еще Борисом Ельциным и сумевшего удержаться в своем кресле, несмотря на смену главы государства.
Теперь же его место занял молодой соратник Путина из его родного Санкт-Петербурга - сторонник реформ, верный только Путину и никому другому.
За последние две недели произошло еще несколько драматических событий. Удивив даже своих ближайших сторонников, Путин в одночасье отправил в неожиданную отставку премьер-министра Михаила Касьянова и весь его кабинет. Касьянов, как и Волошин, задержался с Ельцинских времен. Его подозревали в связях с олигархами, склонными к открытым ссорам с президентом. На его место был назначен до сих пор не особенно известный чиновник по имени Михаил Фрадков, которого незамедлительно окрестили 'Мистером Никто'. Единственное, что о нем известно - это то, что он возглавлял государственную налоговую инспекцию.
Мягко говоря, Россию ожидает новая борьба за власть. Во-первых, его предыдущая должность, официально позволявшая нынешнему премьеру влезать в финансовые дела каждого гражданина, вероятно, снабдила его сокровенным знанием всей подноготной кремлевской бюрократии, что для большинства других советников президента - 'терра инкогнита'. Не менее важно и то, что он наверняка обзавелся внушительным портфелем компромата на многих чиновников и законников, которые будут сражаться против Путина в будущих схватках. Вся карьера Фрадкова - залог того, что он станет еще одним 'человеком Путина'. 'Он может стать самым радикальным реформатором в истории, - говорит депутат Владимир Рыжков. - Он не будет как Касьянов, который, когда Путин призвал к решительному прорыву два года назад, ответил нет, мы лучше постепенно'.
Путин решительно настроен получить максимум реальной власти, что может создать условия для реального прорыва. Но будет ли он действительно использовать эту власть именно так, как утверждает он сам и его соратники? Или же он попадет в классическую российскую ловушку, укрепит власть и извратит е суть? 'Если у власти будет один клан - путинский - коррупция разрастется еще больше', - считает оппозиционный политик Борис Немцов. 'Экономический рост будет продолжаться, пока будут удерживаться высокие цены на нефть. Реформ никаких не будет - разве что налоговая. Армия как разваливалась, так и будет продолжать разваливаться. Здравоохранение тоже. Федерализм закончится. Юридическая система исчезнет вовсе'. И демократия вместе с ней, добавляют другие критически настроенные политики.
Это, конечно же, крайность. Но второй срок Путина вполне вероятно пройдет под знаком того, что называется 'либеральным тоталитаризмом', или же 'авторитарной либерализацией'. Президент стоит перед дилеммой. Для того, чтобы осуществить необходимые России перемены, ему нужна власть. Это прекрасно понимают и западные инвесторы, которые относятся с известной долей холоднокровия к явным подвижкам демократии в России. Однако, как только перемены начнутся, Путину придется ослабить хватку - создавая более независимых игроков в экономике, упрощая госаппарат и уменьшая государственную регуляцию социальной и экономической жизни страны, делая суды более независимыми и утверждая законность. Плюрализм, как говорится.
Как все это будет сочетаться с его личным стремлением к автократии, пока непонятно. Даже если его реформы приведут к большему процветанию, это богатство вряд ли быстро охватит низы. Поначалу это будет выражаться в увеличении числа суши-баров в Москве, а не в появлении магазинов в Поминово или в лучшей жизни для ее жителя Владимира Куварина. С другой стороны - а есть ли альтернатива? Даже не пытаться? Кроме того, Путин знает, что ему придется решать и более насущные проблемы. Российская экономика живет почти исключительно экспортом нефти и газа. Как разнообразить и стимулировать развитие малого бизнеса? В России свирепствуют СПИД и наркомания.
Демографические тенденции грозят серьезным сокращением населения страны. Коммунистический способ мышления все еще преобладает во многих регионах страны, особенно в отдалении от больших городов, вместе с мрачной пассивностью, с которой русские испокон века встречают любые перемены, исходящие от Москвы. Российские проблемы настолько взаимосвязаны, что одна неизбежно тянет за собой другую. Трудно представить, что одному человеку удастся все их решить разом, даже если человек этот - Владимир Путин, облеченный всей полнотой власти, которую только способна дать ему эта страна.