Константину Титову хватило смелости оппонировать Владимиру Путину на последних президентских выборах в России. Конечно же, он проиграл, но успел зарекомендовать себя на национальной политической арене хорошо говорящим губернатором субъекта федерации с большими амбициями, в модном костюме и ботинках от Гуччи.
Сейчас, когда Россия готовится идти на выборы в ближайшие выходные, г-н Титов занял сдержанную позицию, сидя в своей Самаре, городе на берегу р. Волга в 1000 км к востоку от Москвы. Он остается главой субъекта федерации и по-прежнему хорошо одевается, однако он воздержался и от выкриков в сторону г-на Путина во время его предвыборной кампании, и от поддержки кандидатов, оппонирующих президенту. Ни слова критики в адрес г-на Путина не сорвалось с его губ.
'Я очень благодарен президенту за его доверие ко мне, веру в меня и за то, что он сделал меня главой комиссии по ипотечному строительству', - сказал г-н Титов.
Вновь обретенная лояльность г-на Титова к Кремлю является результатом успешного подавления потенциальной политической оппозиции г-ном Путиным. У губернатора есть все основания для осторожности. После выборов 2000 года федеральные власти закрыли штаб военного округа в Самаре и проигнорировали требование города на размещение у себя администрации региональных представителей президента, института, введенного г-ном Путиным для усиленного контроля над провинцией. Неосторожное поведение стоило Самаре денег и престижа.
В этот раз у 50-летнего г-на Титова поставлено на карту еще больше. После 12 лет у власти губернатор не спешит покидать свой пост и хочет победить на выборах, которые, возможно, состоятся летом этого года. Он, конечно, впереди других потенциальных кандидатов, но если Кремль поддержит кого-нибудь из его оппонентов, то его сторонников станет намного меньше.
Валерий Павлюкевич, комментатор местной газеты, говорит: 'Титов понял, что ему необходимо в сложившейся ситуации. Он политический хамелеон. Его PR-команда сменила ему имидж, сделав из Кинг-Конга обычного Винни Пуха.'
Он не единственный, кто затаился в преддверии авторитаризма, чье холодное дуновение начинает ощущаться из Москвы. За последние четыре года г-н Путин установил контроль над телевизионными каналами, основными источниками информации для большинства россиян. Он заставил финансовых олигархов податься в бега, что было заметно на примере Михаила Ходорковского, главы нефтяной компании 'Юкос', арестованного в прошлом году. Он также усилил контроль Кремля над представителями центральной и региональной власти путем манипулирования потоками финансов, рабочими местами и влиянием.
В Самаре мало людей выражают озабоченность степенью политического влияния президента. Как и большинство россиян, они довольны стабильностью, созданной г-ном Путиным после хаоса во время пребывания у власти президента Бориса Ельцина, и экономическим ростом, который они испытывают на себе. Выплаты зарплат и пенсий в Самаре теперь осуществляются вовремя.
Город, который до революции 1917 года был богатым благодаря торговли зерном на Волге, сейчас восстанавливает красивые банки и особняки торговцев. Появляются новые здания из стекла и бетона. В Самаре есть 'Макдональдс' и салон 'Мерседес'. Борис Ардалин, президент торговой палаты, говорит: 'Мы не богаты, но из года в год ситуация улучшается.'
Политическая жизнь в Самаре еще не совсем прекратилась. Часто происходят столкновения между региональной администрацией г-на Титова и мэрией города, пристанищем бывших служащих КГБ. Налицо также определенная натянутость в отношениях между Самарой и вторым по величине в регионе городом Тольятти, местом расположения 'Автоваза', предприятия-производителя машин марки 'Лада'. Оппозиционные политики заявляют, что у них есть хороший доступ если не к телевидению, то уж к газетам Самары и другим изданиям. Но мало, кто осмелится критиковать г-на Путина.
Местные либералы, у которых были надежды на демократию при г-не Ельцине, теперь признают, что пройдут годы, пока восстановится настоящая политическая конкуренция.
У Владимира Немашева, главы местного отделения либеральной партии СПС, кабинет в запущенном здании, называемом Центром общественных организаций, под крышей которого размещаются около 15 групп, включая коммунистов. Он с ностальгией вспоминает, что в 1990-е годы это здание было наполнено политической активностью. Михаил Горбачев, бывший лидер Советского Союза, был там однажды.
'Сегодня мало, что происходит', - говорит г-н Немашев, 42-летний предприниматель с собачьим выражением лица. 'Люди не заинтересованы в демократии. Они заинтересованы в зарабатывании денег, воспитании своих детей и, возможно, поездках за границу. В Турцию, например. И этого достаточно. В ближайшие 10-15 лет все так и останется.'
Он добавляет: 'В этом нет ничего страшного. Это необходимо принять, как погоду за окном. Моя настоящая задача - не дать угаснуть огню демократии в нашей стране. Может быть, на протяжении 10 или 15 лет.'