Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы", отдыхал в субботу у себя дома, когда зазвонил телефон. Это был номер, известный только членам его семьи. Однако когда он снял трубку, то услышал голос незнакомца. "Он сказал мне подумать о моей семье, о сыне, подумать о том, что я делаю", - рассказал г-н Венедиктов газете "The Times". Затем звонивший положил трубку.
Это был не первый раз, когда г-н Венедиктов получил угрозы, и, вероятнее всего, не последний. Являясь главным редактором единственной независимой новостной радиостанции, он находится под возрастающим давлением, которое оказывается на него с целью подвергнуть цензуре его острые репортажи в преддверии намеченных на 14 марта президентских выборов.
Избирающийся на второй срок президент Путин за четыре года, прошедшие с тех пор, как он сменил Бориса Ельцина, уже взял под прямой или косвенный контроль государства все телевизионные сети. Последний независимый телеканал "ТВС" был закрыт в прошлом году. Непонятно, как "Эхо Москвы" вообще еще выходит в эфир.
Г-н Венедиктов говорит, что кремлевские чиновники звонят ему практически ежедневно, пытаясь убедить его смягчить тон выпускаемых материалов. Иногда они просят его друзей повлиять на него. Кроме того, раздаются бесчисленные анонимные звонки.
Бородатый 48-летний редактор с всклокоченными волосами в стиле сумасшедшего профессора не намерен сдаваться. "Я делаю это потому, что я убежден, что мой сын должен жить в нормальной стране, - говорит Венедиктов, сидя в своем крошечном кабинете, заполненном книгами и памятными вещами. - Я пытаюсь вести с властями переговоры по различным вопросам, кроме одного - я не иду ни на какие уступки в моей редакционной политике".
В недавнем типично смелом репортаже г-н Венедиктов раскрыл связи между Михаилом Фрадковым, назначенным г-ном Путиным на пост премьер-министра, и "Альфа-Групп", одним из крупнейших финансовых консорциумов страны. Он называет г-на Путина "Тефлоновым президентом" и говорит, что его рейтинг держится на уровне 70-80 процентов главным образом потому, что средства массовой информации не освещают его неудачи.
Такая смелая критика является редкостью в обстановке, когда журналисты постоянно подвергают цензуре сами себя, стараясь не сердить Кремль. До настоящего времени г-н Венедиктов выходил сухим из воды, благодаря своему уму, харизме и обширным контактам.
Через пять минут после начала нашей встречи он вдруг прервал интервью. Ему позвонил олигарх Роман Абрамович, владелец футбольного клуба "Челси". Они называли друг друга по имени. "Роман, расскажи мне что-нибудь, что я смогу использовать", - пошутил редактор.
Судя по всему, г-н Венедиктов имеет такие же близкие отношения и с некоторыми кремлевскими чиновниками. Недавно он встречался с руководителем администрации г-на Путина Дмитрием Медведевым. "Я просто сказал ему, что мы являемся коммерческой радиостанцией, и что нам нужно повышать наши рейтинги и продавать рекламу", - рассказал Венедиктов.
Г-н Венедиктов полагает, что выживание радиостанции "Эхо Москвы" частично объясняется наличием прочного ядра ее слушателей в стенах Кремля. "Определенно, все они слушают нас - разве есть другой источник реальных новостей?"
Эта радиостанция, созданная в 1990-м году, сделала себе имя через год, когда оказалась единственным вещательным органом, который транслировал независимые сообщения о путче сторонников жесткого курса против советского президента Михаила Горбачева.
Сегодня у нее полумиллионная аудитория в Москве и два миллиона - в других уголках страны, люди по большей части образованные, политически либеральные и сравнительно состоятельные.
Однако ее аудитория все-таки малочисленна в сравнении с аудиториями других, принадлежащих государству, радио- и телевещательных сетей - главной заботы Кремля.
Однако независимость радиостанции "Эхо Москвы" уже висит на волоске. Когда-то она входила в империю "Медиа-Мост" олигарха Владимира Гусинского, но в 2001 году была захвачена государственной газовой монополией "Газпром", которая владеет 66% акций.
В уставе радиостанции записано, что ее редакционная политика определяется исключительно главным редактором. У ее журналистов имеется блокирующий пакет акций (34%), а это значит, что устав не может быть изменен без их согласия. Однако имели место неоднократные столкновения с "Газпромом" по вопросам менеджмента, и журналисты обсуждают возможность продажи своих акций этому газовому гиганту, что даст ему всю полноту контроля над программами передач.
Быть может, г-ну Венедиктову не остается иного выхода, как только уйти со своего поста и создать другую радиостанцию.
Ему досаждают анонимные телефонные звонки, однако они не заставят его замолчать.
"Уменьшения давления определенно не будет, - сказал он. - Я не держу охранников и телохранителей. У меня есть семья, о которой я должен заботиться и которую должен защищать. Но моя жена сказала мне, чтобы я делал то, что считаю правильным".