Москва. - Зажатая с одной стороны медленным движением Старой Европы, а с другой - индустриальной агрессивностью Китая, итальянская мода все больше ориентируется на Россию, уже признанную одним из наиболее многообещающих рынков ближайших лет. Не столько для того, чтобы запустить инициативы по производству - до сих пор считающиеся рискованными - сколько для того, чтобы пристроить богатый пакет предложений: одежда, обувь, ткани и украшения, изготовленные в Италии. 'Россия обладает огромными возможностями', - повторяют учреждения и предприниматели, окрыленные успехами страны, экономика которой за последние 4 года росла темпами, близкими к 7% и которая давно оценила итальянский стиль.
Сейчас для многих вопрос заключается в том, чтобы перейти от слов к делу. Все, от крупных компаний до маленьких итальянских производителей, начали гонку, чтобы заполучить важного дистрибьютора или витрину в коммерческом центре Москвы. Выходец из города Прато Ренцо Гуазини, владелец компании Сарториале Италиано, имеющий 12 миллионов евро дохода, к которым следует прибавить еще 5 млн. от продажи в розницу (он владеет 12-ю магазинами в Италии), на прошлой неделе запаковал свою коллекцию в чемоданы, чтобы принять участие в Премьер-коллекции Москвы, новой (проходящей во второй раз) выставке одежды и аксессуаров, которая собрала в московском Экспоцентре 700 фирм из 24 стран, среди которых 120 брэндов, 'сделано в Италии'.
'Отправить товар, - объясняет Гуазини,- значило бы истратить тысячи евро, и при этом не знать, получишь ли их обратно. Я так сделал полгода назад и должен был ждать 4 месяца, чтобы вновь увидеть свои вещи в Италии. В таких условиях лучше набить чемоданы'. Еще хуже обстоит дело с оплатой. Или работай с наличными, - говорят предприниматели, - или нет никакой гарантии получения денег. Гарантийное письмо российского банка в Италии даже не принимается во внимание. В результате единственной возможностью сейчас является предоплата. '30% в момент заказа, остальное перед отправкой', - говорит Франческо Корти, исполнительный директор флорентийской фирмы 'Кама', по производству кашемирового трикотажа, с объемом продаж 5 млн., из которых 800 тысяч евро приходится на Россию. Он тоже прибыл на выставку с коллекцией в чемодане. 'Проблема, - добавляет он, - в том, что здесь пока не хватает культуры продаж, а участие в выставке - отнюдь не лучший инструмент для выхода на рынок'.
Вся надежда на то, что это инвестиции в будущее. 'Российский рынок определенно на подъеме', утверждает Аугусто Калори, владелец болонской фирмы 'Кати', выпускающей 200 тысяч детских шапочек в год с объемом продаж 1,8 млн евро, из которых 5% приходится на Россию. Действительность в то же время состоит в том, что многие производители, особенно мелкие, пока только ищут каналы и способы выхода на российский рынок, находящийся в основном в руках 4-5 экспортно-импортных групп (среди которых Боско ди Чильеджи, Меркурий, Крокус). О росте интереса свидетельствуют многочисленные итальянские мероприятия, которые проходят в последние недели в Москве: участие в ярмарках, выставках, семинарах, другие события.
В первых рядах в этой деятельности - область Тоскана, с ее сильной индустрией моды (27 тысяч предприятий, 150 тысяч работников, 20 миллиардов дохода), самостоятельно организовавшая в течение двух месяцев мероприятия, под названием 'Дни тосканской моды в Москве'. После состоявшегося 24 февраля в Пушкинском музее показа мод, в котором приняли участие 19 тосканских предприятий по изготовлению одежды, в конце марта настанет очередь тканей, драгоценностей, последняя выставка будет сопровождаться демонстрацией шедевров этрусков.