На прошлой неделе Жан Лемьер (Jean Lemierre) представил в Лондоне последние данные, связанные с деятельностью его Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). При этом он подтвердил то, что уже давно является очевидным: со вступлением в ЕС стран Центральной Европы и государств Балтии главное внимание этой организации, обязанной помогать 26-ти прежде коммунистическим странам в переходе к рыночной экономике, сместится в сторону Востока. Но как скоро это произойдет? Что будет достойным поддержки и в будущем? Об этом пойдет речь на этой неделе в ходе встречи француза с банкирами и предпринимателями Германии.
'Die Welt': Что меняет вступление в ЕС в деятельности Вашего института в государствах Центральной Европы и в странах Балтии?
Жан Лемьер (Jean Lemierre): У нас к Центральной Европе позитивное отношение. Мы доверяет рынку. Если инвесторам хватает доверия, чтобы заключать там сделки, то мы очень довольны. После 1-го мая масштабы этого, разумеется, станут шире. Для нас это означает, что если общий объем операций банка растет, то наши инвестиции в девять стран-членов ЕС в этом году уменьшаются примерно на один миллиард евро.
'Die Welt': Какие проекты, на Ваш взгляд, можно будет считать достойными поддержки и в будущем?
Лемьер: Мы ориентируем наши приоритеты на реструктуризацию старых отраслей промышленности: металлургии, судостроения и других подобных отраслей. Страны, вступающие в ЕС, получат в ближайшие годы трансферты на сумму от одиннадцати до двенадцати миллиардов евро. Но членство в ЕС несет с собой и проблемы: более жесткую конкуренцию, безработицу, давление на бюджет. Государства должны добиться перехода от роста, основанного на расходах на общественное потребление, к росту, которому способствуют частные инвесторы. Мы можем оказать поддержку в качестве инвестора.
'Die Welt': Вы имеете при этом в виду, прежде всего, программы, связанные с государственной инфраструктурой и реструктуризацией?
Лемьер: Нет, наоборот. Свое главное внимание мы обращаем на частную экономику, прежде всего, на средние фирмы. В Центральной Европе средний класс очень немногочисленный. Зачастую преобладают слишком крупные, международные или очень мелкие предприятия.
'Die Welt': Ваш самый крупный акционер, США, настаивает на том, чтобы банк в ближайшем будущем сконцентрировал свое внимание на деятельности дальше к Востоку.
Лемьер: Среди 60 акционеров банка есть различные мнения. Но консенсус выглядит таким образом: банк перемещает свою активность дальше на восток и юго-восток.
'Die Welt': Что Вы ждете от своих переговоров в Германии?
Лемьер: Немцы, в основном, очень хорошо знают регион, лучше, чем некоторые другие представители Западной Европы. Компании часто очень хорошо разбираются в секторе, в котором они работают. У нас, быть может, лучше общее представление о ситуации. То есть, мы пытаемся соединить воедино оба аспекта. Для нас это очень полезно, надеемся, что для наших партнеров - тоже. Сюда следует отнести особое значение среднего сословия, прежде всего, что касается отношений между его представителями и банками. Поскольку мы много работаем с частными банками, то существуют разные точки соприкосновения.
'Die Welt': Центром тяжести в Вашей работе все больше становится Россия. Уже сегодня Вы вкладываете туда больше средств, чем в страны, вступающие в ЕС.
Лемьер: По нашим оценкам, ситуация в России последовательно улучшается. Наблюдаются постоянный экономический рост, в целом хорошая макроэкономическая ситуация, профицит государственного бюджета. Иностранцы занимаются нефтяным бизнесом, инвестируют большие средства также в другие отрасли. Доходы граждан в России растут. Там неожиданно снова появился рынок для многих товаров, таких, как мыло, автомобили, сельскохозяйственная продукция. Россия для инвесторов стала намного надежнее.
'Die Welt': Банк, согласно своему уставу, должен 'оказывать помощь в деле строительства рыночной экономики и демократии'. Как это согласуется с авторитарным стилем правления, набирающем силу при Путине?
Лемьер: Ну, в политической сфере есть определенные проблемы. Но я больше имею в виду предпринимательский климат. Инвесторы видят, что ситуация в России улучшается. Например, более определенным становится правовое положение. Конечно, происходят и сомнительные вещи, например, история вокруг нефтяной компании ЮКОС . . .
'Die Welt': . . . бывший глава которой уже не один месяц сидит в следственной тюрьме. . .
Лемьер: . . . но ЮКОС с нашей точки зрения - проблема, а не тенденция.
'Die Welt': Вас не коробят президентские выборы, результаты которых известны уже заранее?
Лемьер: Нас интересует, прежде всего, долгосрочная перспектива. Ситуация, по сравнению с периодом десяти-пятнадцатилетней давности, стала однозначно лучше. Это наша точка зрения, поэтому мы очень много инвестируем в России.
'Die Welt': Как Вы оцениваете ситуацию в бывших советских республиках Средней Азии?
Лемьер: Заметный прогресс проделал, как и Россия, Казахстан. В Туркменистане политическая обстановка тяжелая. В настоящее время мы очень много занимаемся Узбекистаном. Это достаточно важная страна, насчитывающая 25 миллионов жителей и занимающая центральное место в Средней Азии. Мы по этому поводу ведем диалог с руководством в Ташкенте, я сам там бываю часто. Мы могли бы инвестировать больше, но этому не отвечают рамочные условия.
'Die Welt': На каком этапе будет находиться банк через пять-десять лет? Когда завершится переход к рыночной экономике, для поддержки которого Ваш институт однажды и был создан?
Лемьер: По человеческим меркам нам через десять лет в странах, ныне вступающих в ЕС, делать будет нечего. Россия и Средняя Азия, напротив, наверняка, еще долго будут создавать инвесторам проблемы, разрешению которых мы могли бы способствовать.
'Die Welt': Вы являетесь президентом ЕБРР уже в течение четырех лет. Вы могли бы представить себя в качестве преемника Хорста Келера (Horst Koehler) на посту главы Международного валютного фонда?
Лемьер: Мне нравится Лондон и нравится работать в ЕБРР. У нас хорошая команда, и мы работаем в интересном и в не совсем простом регионе. МВФ, конечно, важный институт, но ЕБРР тоже не менее важен.