На территорию Манхеттена тайно была доставлена, а затем взорвана десятикилотонная атомная бомба (совсем маленькая по оружейным меркам). Около 500000 человек были убиты, прямой ущерб экономике Соединенных Штатов составил один триллион долларов США.
Такой сценарий, приведенный в прошлогоднем докладе Гарвардской школы управления имени Джона Кеннеди (John F. Kennedy School of Government at Harvard), возможно, отражает наше будущее. Для того, чтобы предотвратить эту угрозу, мы в обязательном порядке должны держать ядерные материалы под контролем, однако в настоящий момент в войне с распространением ядерного оружия и материалов мы уступаем свои позиции. Президент Буш (игнорировавший этот вопрос до событий 11 сентября) теперь с убедительным видом говорит правильные вещи - однако еще не делает всего, что нужно, чтобы его остановить.
"Мы проигрываем войну с распространением", - откровенно заявляет эксперт по военным вопросам, исполнительный директор Центра стратегических и бюджетных оценок Эндрю Крепиневич-младший (Andrew F. Krepinevich Jr.).
До недавнего времени ядерные тенденции выглядели обнадеживающе. Президент Кеннеди и другие лица в начале 1960-х годов ожидали, что в ближайшее время десятки стран разработают ядерное оружие, однако на самом деле контроль за распространением сыграл свою роль. Даже сейчас лишь восемь стран однозначно располагают ядерным оружием.
Есть и еще хорошие новости. Хотя я считаю, что вторжение в Ирак было ошибкой, по крайней мере один положительный результат есть - Саддам Хусейн (Saddam Hussein) в обозримом будущем не будет создавать ядерные боеголовки. Кроме того, Ливия отказывается от своих оружейных программ - отчасти благодаря осуществляемой г-ном Бушем демонстрации силы.
Однако в общем риск ядерных терактов увеличивается. "Я совершенно не удивлюсь, если в ближайшие 15-20 лет будет использовано ядерное оружие, - говорит президент Центра оборонной информации (Center for Defense Information) Брюс Блэр (Bruce Blair), - в первую очередь террористической группой, которая завладеет российским или пакистанским ядерным оружием".
Одной из наших главных неудач является Северная Корея. Из-за глупости сторонников жесткой линии из администрации Буша и их отказа от переговоров, Северная Корея вовсю делает боеголовки. Она, возможно, уже сделала шесть новых ядерных боеголовок. Кроме того, есть Иран, который давно хотел получить ядерное оружие. "Я не уверен, что существует способ заставить иранское правительство отказаться от своих программ", - сказал один высокопоставленный американский чиновник.
Наконец, есть страна, занимающаяся распространением - Пакистан. Мы знаем, что Абдул Кадир Хан (Abdul Qadeer Khan), отец пакистанской ядерной бомбы, передавал материалы Ливии и Северной Корее, а возможно, и кому-нибудь еще.
"Может оказаться, что Хан и его коллеги уже передали ядерные материалы "Аль-Каиде", и что нас ждет наихудший вариант развития событий", - предупреждает Пол Левенталь (Paul Leventhal), президент Института ядерного контроля.
Смущает то, что администрация не вынудила Пакистан предоставить возможность допросить доктора Хана. Некоторые эксперты по Пакистану сказали мне, что, по их мнению, администрация не сделала этого потому, что ее основным приоритетом является не борьба с распространением, а получение от президента Первеза Мушаррафа (Pervez Musharraf) помощи в поимке Усамы Бен Ладена (Osama bin Laden) до ноябрьских выборов президента США.
Другой загадкой является ответ на вопрос: почему американская администрация, тратящая сотни миллиардов долларов в Ираке, не предпринимает активных мер по обеспечению сохранности урана и плутония в России и других странах? Программа по обеспечению сохранности оружия массового поражения испытывает недостаток средств - однако г-н Буш предлагает уменьшить финансирование совместной с Россией деятельности по уменьшению угрозы на 41 миллион долларов США.
"Мы подошли к очень важному моменту, - говорит Джозеф Циринционе (Joseph Cirincione) из Фонда Карнеги за международный мир. - И от того, как мы будем решать эти проблемы в ближайшие пару лет, будет зависеть, исчезнет ли ядерная угроза или разрастется взрывообразно. Причем в буквальном смысле".
Шаги, которые необходимо предпринять - например, серьезные переговоры с Северной Кореей и обеспечение безопасности российских ядерных материалов - не являются такими глобальными, как бомбардировки Багдада. Но если мы не будем действовать более агрессивно, то однажды "прозвенит звонок" ядерного взрыва или, что более вероятно, взрыва "грязной бомбы", в которой будут использованы радиоактивные материалы, применяемые в медицине и в промышленности. Чтобы показать всю важность проблемы, предлагаем вашему вниманию возможный сценарий скромного террористического акта, смоделированный Федерацией американских ученых:
С одного из многочисленных предприятий похищен один из сотен кобальтовых стержней, толщиной в один дюйм (1 дюйм = 2,5 см - прим. пер.) и длинной в один фут (1 фут = 30,48 см - прим. пер.). Он взорван в Манхеттене вместе с 10 фунтами (1 фунт = 453,6 граммов, прим. пер.) взрывчатки при ветре, скорость которого составляет одну милю в час (1 миля = 1609 метров, прим. пер.). В итоге будет заражена примерно одна тысяча квадратных километров территории в трех штатах, а некоторые из районов Нью-Йорка на десятилетия станут непригодными для проживания.