Прекращение поставок газа Белоруссии, а, следовательно, Литве и Польше, показывает, что расширение ЕС влечет за собой пересмотр отношений между Европой и Россией.
Одним из последствий расширения договора должно стать изменение отношений между Европой и Россией. Уже в прошлом месяце два события показали, что эти отношения рискуют оказаться особенно трудно управляемыми.
18 февраля перед лицом колебаний белорусского правительства по соглашению с увеличением цены за газ, Москва решила прекратить поставки в эту страну. Но Белоруссия неминуема для российского газа на пути в Литву, Польшу, а также Германию. Для двух стран, будущих членов союза, ситуация стала критической, в особенности для Литвы, полностью зависящей от поставок российского газа. Конечно, отключение продлилось всего лишь день, но экономически оно не было неощутимым. Подача газа некоторым из литовских и польских предприятий, в частности химическим, было прекращено, что повлекло за собой остановку в работе или использование более дорогостоящего топлива, нефти.
Эта событие настроило обе страны против Москвы. Польский премьер Лешек Миллер посчитал, что Россия является 'не очень надежным' партнером и заявил, что обдумывает вопрос диверсификации снабжения страны газом, с обращением за помощью к Норвегии. Варшава также посчитала себя вправе потребовать у Москвы неустойку за это отключение. В Литве некоторые задумались над планируемым приобретением Газпромом 34 % акций местного дистрибьютора газа, компании Lietuvos Dujos.
Это было совсем некстати, за два дня до встречи министров иностранных дел Евросоюза, которые должны были обсудить будущие российско-европейские отношения. Смысл заключался в расширении без каких-либо условий для десяти новых стран-членов соглашения о сотрудничестве Евросоюза и России. Расширение не принимается Москвой, которая не желает предоставлять десяти новым членам благоприятные условия, уже предоставленные пятнадцати. По некоторым оценкам, потери для российской экономики могут составить порядка 300 миллионов евро в год.
В отсутствие доброй воли российской стороны, Польша подняла ставки и завоевала расположение многих стран, членов ЕС. Результат: в своем коммюнике, ЕС подхватил польскую риторику и предостерег Москву. Если Россия не согласится с расширением рамок договора, 'она нанесет серьезный удар по отношениям России-ЕС вообще', пригрозили пятнадцать стран.
Таким образом, тон повысился. Ситуация объясняется просто. Исторически сложные отношения между Россией и 8 новыми странами очевидно еще свежи. Совершенно нормально, что эти страны естественным образом с подозрением относятся к соседствующей с ними России. Впрочем, процесс вступления в ЕС часто диктовался желанием освободиться от экономической зависимости от России, в которую советский период поставил эти страны. Движение к Западу зачастую было движением против России.
Отношения с Москвой рискуют создать новую трещину в ЕС. Старые члены, в частности Франция и Германия, хотят остаться в добрых отношениях с Россией, несмотря на авторитарность Владимира Путина и войну в Чечне. В Будапеште Жак Ширак ясно призвал ЕС 'относиться к России с должным уважением'. Но новые страны будут без сомненья менее толерантны. Тем более, что многие вопросы остаются не решенными и порождают проблемы в области национальной безопасности для новых членов. Это проблема сообщения между Калининградом и российской территорией для Литвы или прав русского меньшинства в трех странах Балтии.
Таким образом, необходимо внимательно следить за продолжением переговоров между Брюсселем и Москвой. Российское правительство утверждает, что соглашение, содержащее статьи с условиями для десяти новых членов, возможно подписать до 1 мая. Ничто не говорит о том, что все согласятся с этим: Польша, в частности, точно не захочет, чтобы ее воспринимали с точки зрения отношений с Москвой, как страну 'второй зоны'.