Москва, 11 марта 2004 года. Бизнес Анны Голубевой значительно расширился за 4 года с момента избрания Владимира Путина президентом России. Ее издательская компания приобрела собственное здание, имеет гостиницу на 12 мест и выпустила в свет уже 150 книг. Хотя она почти не видит улучшений в работе бюрократического аппарата, но все же заявляет, что поддержит переизбрание Путина в президенты в предстоящее воскресенье. "Чиновничество почти не изменилось, но Путин играет позитивную роль, поднимая престиж России", - говорит она.
Деловой мир России надеется, что его положение упрочится, если Путин будет выполнять обещания, данные им в Москве в прошлом месяце.
В нынешнем году должны быть устранены остающиеся аномалии в системе налогообложения: упрощен налог по социальному обеспечению, сокращен налог на добавленную стоимость, несколько увеличен налог на "сверхприбыль" экспортеров товарной продукции. Обещанные Путиным реформы получили новое подтверждение, когда во вторник было объявлено о назначении в новый кабинет министров таких "либералов", как Алексей Кудрин и Герман Греф.
Опыт Голубевой типичен для многих российских бизнесов, которые успешно развиваются при нынешней кремлевской администрации, способствуя резкому увеличению темпов экономического роста. В прошлом году, который стал пятым подряд годом роста экономики, он составил 7%.
Роль правительства в этом росте, быть может, была скромной в сравнении с влиянием высоких мировых цен на нефть, но бизнес, тем не менее, благодарен Путину за две вещи: что он продолжил начатые в 1990-х годах либеральные реформы; а также, что он обеспечил политическую стабильность, которая позволяет осуществлять долгосрочное планирование и делать инвестиции.
"Экономика растет везде, растут заказы во многих различных секторах, и стало гораздо больше денег и потенциальных возможностей", - говорит Борис Титов, бизнесмен, сыгравший активную роль в слиянии нескольких лоббирующих группировок российского корпоративного бизнеса в единую ассоциацию. Титов утверждает, что все еще имеются проблемы с чиновничеством, с местными властями и с надежностью судебной системы, но добавляет: "Эпоха Ельцина была такой непредсказуемой. Сейчас, по крайней мере, известны правила игры".
Успех политики реформ, проводимой Путиным в свой первый президентский срок, является двойственным. Наряду с резким сокращением подоходного налога на граждан (до 13%), его правительство сократило и налог на корпоративную прибыль (до 24%). Однако оно отменило налоговые льготы, которые позволяли компенсировать ранее действовавшие высокие ставки, и не сумело изменить карательный налог по социальному обеспечению.
В период 2000-2004 годов было принято много новых законов, однако аналитики скептически оценивают возможности их практического применения. Тем не менее, имеются признаки того, что деловой климат улучшается. В опубликованном в прошлом году подробном анализе московского Центра экономических и финансовых исследований и разработок прослеживается влияние с 2001 года сокращений налогов и законов о прекращении регулирования на бизнес по всей стране. В исследовании сделан вывод, что претворение в жизнь изменений в законодательстве зависит от конкретного региона, и что общий темп реформ замедлился ближе к концу первого срока Путина. Но выявлено также сокращение коррупции и регулирования, резкое сокращение налоговых ставок и увеличение конкуренции.
Путин обещал также продолжить политику совершенствования аппарата управления с тем, чтобы сделать его более дружественным к бизнесу, и его первым шагом в этом направлении стал новый кабинет, в котором всего 17 министров.
Менее определенным является вопрос готовности Путина реформировать естественные монополии России, в первую очередь "Газпром", который продолжает субсидировать российскую промышленность внутренними тарифами на природный газ, которые ниже рыночных. Крупные "олигархические" конгломераты все еще имеют значительное влияние на политику и коммерцию, в силу чего многие также считают, что антимонопольное регулирование по-прежнему недостаточно эффективно.
Главный экономист московского отделения Всемирного банка Кристоф Рюль (Christof Ruehl) говорит: "Все согласны с необходимостью устранить административные барьеры. Не менее важным, но не так широко поддерживаемым приоритетом является принудительное введение правил конкуренции, особенно тех, которые касаются крупного бизнеса. Путин обеспечил стабильность, а высокие цены на нефть дали деньги, но нужно ковать железо, пока горячо. Нужны дальнейшие структурные реформы".