'Handelsblatt': Что Вы ждете от второго президентского срока Путина?
Березовский: Он превратит Россию из нынешнего авторитарного государства в государство тоталитарное. Вместо разделения властей будет только один властный центр: Кремль. Нет больше независимого парламента, независимых судов, свободных средств массовой информации и независимых регионов. Все в руках Кремля. Под контроль государства поставлена также большая часть экономики. Предстоящие выборы подведут черту под более чем десятилетним периодом демократического развития России.
'Handelsblatt': В какой мере?
Березовский: Все демократические принципы свободных и честных выборов уничтожены. Путин после выборов больше не будет легитимным правителем. Поскольку эти выборы противоречат конституции, нет равных шансов для всех кандидатов, нет свободного доступа к средствам массовой информации. Вместо этого на оппозицию оказывается давление полицейского государства. Всем оппонентам заткнули рты, других просто ликвидировали, как некоторых либеральных депутатов Думы. Леонид Брежнев тоже получал 99 процентов голосов избирателей, но легитимен он не был никогда. То же самое сегодня с Путиным. Россия превратится теперь в тоталитарное государство.
'Handelsblatt': Но почему оппозиция так слаба?
Березовский: У нас было мало времени. За последние десять лет появилось много свободных людей, которые, однако, не научились бороться за свою свободу. Страх сильнее, чем стремление к свободе. Прежний президент Борис Ельцин несет часть ответственности за то, что не была запрещена Коммунистическая партия, и что не был уничтожен КГБ.
'Handelsblatt': Что это означает для экономики?
Березовский: Олигархи уже покинули Россию, и большая часть их бизнеса переместилась за границу, поскольку правители не терпят в стране независимый капитал. Поэтому у крупных зарубежных концернов, таких, как ВР, в России тоже нет никаких перспектив, так как Путин не приемлет свободную экономику.
'Handelsblatt': Что должен предпринять Запад?
Березовский: Запад не прав, поддерживая режим Путина или Путина лично, как это делают Берлускони (Berlusconi), Буш (Bush) и другие главы правительств.