'В воскресенье выборы Путина, а за кого проголосуешь ты?' - это последняя шутка, связанная с выборами, в богатой на анекдоты России. Дело в том, что глава Кремля добьется своего переизбрания с большим преимуществом, и дело это решенное. Согласно последним опросам, он получит 72 процента голосов избирателей. Однако, как Владимир Путин распорядится своей властью, полученной таким образом, вопрос остается открытым.
Путин продолжит свой курс 'либеральной автократии', считает московский философ Александр Дугин: либеральный - в экономической политике, жесткий - в сфере внутренней политики и государственного строительства. Критик Путина Березовский, живущий в эмиграции в Лондоне, предупреждает даже о возможности тоталитаризма на своей родине.
Первый большой шаг на пути к укреплению власти Путин сделал накануне выборов, проведя реформирование правительства. Новый человек, бывший начальник налоговой полиции и посол России при ЕС Михаил Фрадков, и кабинет, сократившийся с 30 до 17 министерств, должны придать ускорение остановившимся реформам. Однако критики, такие, как политический эксперт Дмитрий Орешкин, предостерегают: 'До сих пор любая административная реформа приводила не к дебюрократизации, а к тому, что аппаратчиков становилось еще больше'. В одном только федеральном правительстве сегодня чиновников больше, чем в советские времена, хотя страна с тех пор распалась на 15 республик. Спустя день после реформирования кабинета, в Москве снова наступило отрезвление: вылетевшие позавчера из кабинета особо сомнительные министры, такие, как отвечавший за телекоммуникации Леонид Рейман или министр печати Михаил Лесин, вчера нашли себе место в правительстве в качестве руководителей вновь появившихся агентств. 'Сокращение числа чиновников - не самоцель", - огорошил тут же Фрадков всех, кто надеялся, что на этот раз Кремль всерьез возьмется за проведение радикальных реформ. Так что обещание нового премьера о 'продолжении курса либеральных реформ' выглядело несколько бледно.
Сам Путин проявил себя превосходным образом, снизив в период своего первого президентского срока налоги на доходы до 13 процентов, а налоги на прибыль до 24 процентов. Тем самым он окрылил экономику и дал старт самому продолжительному этапу экономического роста со времени распада Советского Союза: экономика за последние четыре года выросла почти на треть. Помимо этого Путин добился проведения исторической реформы, согласно которой частные лица впервые после Октябрьской революции 1917 году могут приобретать в собственность землю.
Однако, как и многие другие начавшиеся реформы, и эта реформа тоже застряла в бюрократических джунглях: мэр Москвы Юрий Лужков не согласился с продажей земельных участков в столице. Для уменьшения зависимости России от доходов от экспорта нефти и природного газа, чего вчера в очередной раз потребовал Фрадков, до сих пор не сделано ни шага. Более того, доля сырьевых отраслей промышленности, согласно последним данным Всемирного банка, составляет во внутреннем валовом продукте России 25 процентов, а не 9 процентов, как это показывает Государственный комитет по статистике.
Внутриполитической ахиллесовой пятой Путина является не прекращающаяся война в Чечне. Террористические акты в метро или захваты заложников постоянно несут террор непосредственно в столицу. В то же время под государственный контроль при Путине поставлены национальные телеканалы, независимые печатные средства массовой информации не доходят до провинции. В том числе и по этой причине у пяти соперников Путина нет никаких шансов. Иван Рыбкин, поддержанный Борисом Березовским, несколько дней назад снял свою кандидатуру. Он назвал выборы 'фарсом'. Россия, по его словам, стала страной, в которой, как в советские времена, снова шепчутся: если кому-то надо что-то сказать важное, то делается это не по телефону, надо идти в парк.