ИРКУТСК, Россия. - Еще одним признаком значительных изменений, происходящих в России, стал выход компании "Иркут", в прошлом засекреченного предприятия по производству военных самолетов, десятилетиями помогавшего Советскому Союзу держать оборону против капиталистического Запада, на рынок ценных бумаг с целью получения инвестиций, покупки других компаний и разработки новых моделей самолетов.
Первичное публичное предложение ценных бумаг состоялось на прошлой неделе. "Иркут" стал первой российской военной компанией, осуществляющей продажу акций на рынке. В настоящее время на Московской фондовой бирже идет торговля акциями компании, составляющими 20 процентов ее капитала и стоящими около 100 миллионов долларов. В среду, к моменту закрытия торгов стоимость акции составляла 76 центов, что на 17 процентов выше ее стоимости в первый день торгов в прошлый четверг. Представители компании заявляют, что к концу года они намерены выйти с предложениями на более богатые рынки ценных бумаг Лондона и Нью-Йорка.
Компания "Иркут", производственные мощности которой расположены в заснеженной Сибири в 4800 км и в пяти часовых поясах к востоку от Москвы, производит самолеты, конструируемые другими компаниями. Более 90 процентов выпускаемой продукции составляют военные самолеты, в том числе, истребители марки Су. Однако компания производит и гражданские транспортные самолеты, такие как Бе-200, противопожарный самолет для водометания с реактивным двигателем, способный осуществлять захват до 12 тонн воды из озера или реки и сбрасывать ее на очаг лесного пожара.
Президент "Иркута" Алексей Федоров перед началом посещения завода отметил, что по оценкам компании, она сможет конкурировать с такими мощными западными авиастроителями как "Боинг", "Локхид Мартин" и EADS, поскольку во-первых, ее производство дешевле, а во-вторых, результаты войны в Ираке заставляют некоторые страны отходить в сторону от американских компаний. "Мусульманские страны отворачиваются от американских авиастроителей в сторону российских, - заявил Федоров, сухо добавив. - Ситуация в мире складывается в нашу пользу."
Однако внутренняя ситуация в России далеко не стабильна. С распадом советской системы в начале 90-х годов авиастроительная промышленность страны раскололась на несколько частных компаний, которые быстро погрязли в распрях и спорах между собой. Конструкторские бюро, занимающиеся созданием систем вооружений, спорили с поставщиками, которые в свою очередь боролись со сборочными производствами, такими как "Иркут".
За этот период менеджеры "Иркута" выстроили вертикально интегрированную компанию путем слияния с различными производителями бортовой электроники, самолетов и с конструкторскими бюро по всей России. В настоящее время они намерены использовать часть средств, полученных от продажи акций, для приобретения КБ Яковлева и начала производства новой линии истребителей и учебных самолетов, а позже - военно-транспортной авиации и беспилотных летательных аппаратов типа Predator, которые США используют в Афганистане и Ираке.
Этот план, тем не менее, может быть сорван, поскольку российское Министерство обороны намерено создать общенациональный авиационный и авиастроительный консорциум, чтобы конкурировать с европейским аэрокосмическим и оборонным концерном EADS, создателем Аэробуса, и "Боингом" в США. Авиационная промышленность России, в советскую эпоху представлявшая мощный монолит, находится в столь бедственном состоянии, что "Аэрофлот", самая известная авиационная перевозочная компания России, обновляет свой парк не Илами и Туполевыми российского производства, а американскими "Боингами". Компания "Боинг" в настоящее время занимает в России 79 процентов рынка продаж.
По заявлению заместителя премьер-министра Бориса Алешина, российский общенациональный консорциум объединит все авиастроительные компании, в результате чего закончится независимость таких известных авиапроизводителей, как Ильюшин, Туполев, МиГ, и Сухой.
Господин Федоров с осторожностью относится к идее создания консорциума. "Мы с энтузиазмом относимся к объединению авиационной промышленности. Но единая авиационная компания не может оказать прямого воздействия на наше первоначальное публичное предложение акций."
Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий, занимающегося вопросами военной политики, Константин Макиенко заявил, что он скептически относится к способности Министерства обороны консолидировать целую отрасль. По его словам, любая инициатива правительства требует проведения огромного объема работ, но ни один из проектов подобного масштаба не был реализован.
"Иркут" занимает 10 процентов в российском оборонном производстве. Однако по сравнению с "Боингом" это крохотная компания. Объем продаж "Боинга" в прошлом году составил более 50 миллиардов долларов, а объем продаж "Локхид Мартин", по заявлениям его руководства, превысил 25 миллиардов долларов. Объем продаж компании "Иркут" в 2002 году едва превысил 500 миллионов долларов. По оценке коммерческого издания "Дифенс Ньюс", "Иркут" занимает 58-е место в списке 100 ведущих мировых производителей вооружений. Объем продаж компании за первые 9 месяцев 2003 года составил 368 миллионов долларов.
Однако этот объем растет. В этом году компания должна поставить 10 самолетов Су-30МК1 на сумму 800 миллионов долларов в Индию. Она также прорабатывает с индийской компанией "Хиндустан Аэронотикс Лимитед" контракт на строительство 140 реактивных самолетов по лицензионному соглашению от 2000 года на сумму 3,3 миллиарда долларов. В 2001 году Китай заказал у компании "Иркут" 40 истребителей Су-30 на сумму 2 миллиарда долларов. В 2002 году Малайзия согласилась заплатить 900 миллионов долларов за 18 самолетов. Недавно "Иркут" подписал соглашение о намерениях с авиационной противопожарной компанией "Хокинс энд Пауэрс Авиэйшн Инкорпорейтед" из Грейбулла, штат Вайоминг, о продаже ей восьми противопожарных самолетов Бе-200 на сумму 200 миллионов долларов.
В целом, по заявлению Федорова, портфель заказов "Иркута" составляет 4,5 миллиарда долларов. Компания намерена через 10 лет достичь объема продаж в 1,6 миллиардов долларов в год, причем к тому времени военные заказы должны будут составлять только половину ее доходов. В настоящее время они равны 90 процентам.
Аналитики говорят, что их оценки относительно продаж "Иркута" несколько менее оптимистичны, поскольку компании в ее конкурентной борьбе будут противостоять более совершенные самолеты такого гиганта как "Локхид Мартин", выбранного Пентагоном для создания истребителя пятого поколения.
Аналитик московского инвестиционного банка компании United Financial Group Елена Сахнова полагает, что через 10 лет годовой объем продаж "Иркута" будет равен 900 миллионам долларов. По ее оценке, качество четвертого поколения истребителей Су достаточно высоко, однако в течение 10 лет потенциал их продаж будет ограничен.
По мнению руководства предприятия, дешевая рабочая сила (примерная средняя заработная плата рабочего составляет 300 долларов в месяц) дает компании дополнительное преимущество. По заявлению Федорова, такое преимущество позволило "Иркуту" в ряде случаев снизить цену на свою продукцию на 10 процентов. Федоров отметил: "Наши Су-30 по своим характеристикам не уступают Ф-18, но мы свои самолеты можем продавать немного дешевле."
Госпожа Сахнова скептически относится к ценовым преимуществам компании. По ее мнению, "Иркуту" не хватает инвестиционных средств для обновления и модернизации технологии. "Самолеты четвертого поколения "Иркута" конкурентоспособны в бедных странах. Но для богатых стран, которые могут позволить себе заказы на тысячи самолетов, вопрос цены не стоит на первом месте. Важнее вопросы престижа и технических характеристик.".
Прибыль "Иркута в 2002 году составила 8 миллионов долларов, в то время как в 2001 году этой же цифре равнялись ее убытки. Цифры выводились по американским стандартам бухгалтерского учета.
Но хотя прибыли предприятия увеличиваются и на заводе поговаривают о выпуске в продажу дополнительных акций, дух коммунистического прошлого все еще витает в воздухе. На стенах цехов по-прежнему висят цветные плакаты с призывами типа "Крепим Родину трудом".
Но у господина Федорова свои, современные, лозунги. "Нет заказов - нет работы," - говорит он, глядя на тысячи рабочих, занятых сборкой фюзеляжей, крыльев и электронной начинки. "Нас спасают самолеты. Они - наша жизнь."