Когда речь заходит об экономической ситуации в России, немецкие предприниматели начинают восторгаться. 'Правительство и парламент проводят преобразования темпами, о которых Германия может только мечтать', - пишет в своем ежегодном докладе за 2003 год Союз немецкой экономики в Российской Федерации.
С похвалой говорится о политической стабильности, о сотрудничестве правительства, Думы и верхней палаты парламента и об усилении центра, так называемой 'вертикали власти'. В частности, не исключается, что путинская 'управляемая демократия' может вызывать у некоторых критически настроенных наблюдателей неприятие. Но одновременно констатируется, что экономическое сотрудничество и процессы следует считать как 'почти исключительно позитивные'. Если рассматривать показатели конъюнктуры изолированно, то такое впечатление может и действительно сложиться.
Правда, именно в последнее время темпы реформирования заметно упали. Дело в том, что поставленные задачи, такие, например, как преобразование финансового сектора, ликвидация монополий в энергетическом секторе, реформирование административной системы, сложны и могут быть решены только при наличии определенных усилий. Эксперты по России, такие, как Роланд Гетц (Roland Goetz) из Фонда науки и политики (SPW), постоянно указывают на большую зависимость России от цен на энергоносители. Конечно, объем прямых инвестиций в 2003 году значительно увеличился, но он был значительно меньше, чем в соседних восточно-европейских странах. И, помимо того, наряду с притоком прямых инвестиций шел в таких же объемах отток капитала. По словам Гетца, это является 'свидетельством недостаточно благоприятного инвестиционного климата в России, показателем того, что важной причиной недостаточной инвестиционной активности является не только нехватка капитала'. Впрочем, отток капитала в последние годы пошел, согласно данным Центрального банка России, заметно на убыль. Маартен Пронк (Maarten Pronk), директор российской финансовой группы 'Никойл', рассчитывает поэтому на инвестиционный бум сразу после выборов.
Путину нужны эти инвестиции, если он собирается добиваться своей цели: удвоения ВВП к 2013 году. В этом плане в игру вступает ЕС, с которым у России в последнее время не лучшие отношения. Особые проблемы создает расширение ЕС на восток. Россия ожидает, что ее доходы с мая, со времени вступления в Союз новых членов, сократятся на 300 млн. евро.
Расширение ЕС на восток и без того усиливает зависимость России от европейского рынка. Это имеет социальные последствия: чем ближе ЕС становится к России в экономическом плане, тем сильнее давление на страну, вынужденную повышать у себя уровень жизни до уровня в соседних странах. Но пропасть велика: состоятельными считаются только 10 процентов населения, 25 процентов граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума, и 65 процентов россиян как-то обходятся теми деньгами, что они получают, но это не идет ни в какое сравнение с европейскими стандартами.
Даже если немецкая экономика считает, что арест собственника ЮКОСа Михаила Ходорковского 'почти никак не повлиял' на инвестиционный климат, государственный произвол не может быть притягательным для иностранных компаний. Дело в том, что путинская 'управляемая демократия' может однажды обернуться и против иностранных инвесторов.