Самым серьезным противником Путина на предстоящих президентских выборах станет не кто-то из его теоретических соперников, а апатия россиян: в случае, если в голосовании примет участие меньше половины, выборы можно будет счесть недействительными. Однако, маловероятно, что скромный поток избирателей к урнам для голосования помешает очевидной победе российского президента. Из-за отсутствия соперников все внимание уделяется лишь масштабности триумфа Путина, которому в 2000 году в первом туре голосования сразу удалось набрать 53% голосов избирателей.
Тот самый Владимир Путин, который пять лет назад был извлечен из тени Борисом Ельциным, все это время использовал для того, чтобы, нацеливаясь на второй президентский мандат, прочно обосноваться на всех уровнях власти. Похоже, что в преддверие воскресных выборов, 145-миллионнное население России предпочтет стабильность и относительное благополучие, наступившие после целой декады потрясений, а не беспокойство по поводу очевидного отступления от демократических свобод, произошедшее при правлении нынешнего президента.
Путин до последней капли выжал свои - почти царские - полномочия, предоставляемые ему конституцией 1993 года. Российский лидер задушил враждебно настроенные по отношению к нему средства массовой информации, установив над прочими практически безграничный контроль, ликвидировал в качестве альтернативной власти загнанных в угол олигархов и закабалил базовые структуры. Так что сегодня Россия стала пустой скорлупкой от демократии, где таким серьезным проблемам, как, например, чеченская война, в наиболее распространенных СМИ не уделяется практически никакого внимания. Или же где официальное телевидение даже не упомянуло недавний несостоявшийся запуск двух баллистических ракет во время военных учений.
Отсутствие эффективного налогообложения является проблемой при любой политической системе. Отсутствие значимости таких основ демократической структуры, как политическая оппозиция и контроль над работой правительства, делает неэффективной любую предполагаемую реформу. В России Путина нет возможности явно пронаблюдать и оценить успехи и поражения правительства. И предстоящие выборы так же не рассеют туман над горизонтом постсоветской демократии.