12 марта 2004 года. Владимир Путин, если судить по его действиям на посту президента, по-видимому, убежден, что способен обеспечить рост экономики России без того, чтобы утруждать себя построением демократии в западном духе. Представляется, что он добивается кое-каких успехов. Президентские выборы в России в предстоящее воскресенье никак нельзя признать демократическими, однако российские экономические реформы и темпы роста экономики при Путине впечатляют.
С тех пор как 4 года назад этот бывший оперативный работник Комитета государственной безопасности (КГБ) был избран президентом, Россия ввела у себя плоский подоходный налог на физических лиц, существенно уменьшила налог на корпоративную прибыль, вот уже несколько лет подряд принимает сбалансированный бюджет, ослабила валютное регулирование и выплачивает свой долг. Короче, Путин сумел заменить хаос 1990-х годов фискальной сдержанностью, порядком и инициативами для бизнеса. Не удивительно, что экономика возродилась к жизни, показывая устойчивый рост с 1999 года, причем в прошлом году - почти на 7%.
Однако картина не настолько ободряющая, как представляется на первый взгляд, и ставит вопрос: а не сделала бы демократия экономику России еще более сильной?
Достигнутому к данному моменту прогрессу угрожает ряд слабостей. Экономика России не очень диверсифицирована, и две трети ее роста обусловлены высокими мировыми ценами на экспортируемые ею нефть и природный газ, а также и благоприятными курсами обмена валют.
В то же время малый и средний бизнес - который на Западе обеспечивает большинство рабочих мест - находится в младенческом возрасте (в России на его долю приходится 10% рабочих мест, что удивительно мало).
Фактически, средний класс России занят не в мире бизнеса, а в непроизводственной сфере государственного управления, которая процветает на взятках как от граждан, так и от бизнеса, удушая те самые предприятия, которые стране необходимо развивать.
Такие страны, как Южная Корея, когда она находилась под властью военных, и Китай сегодня, доказывают, что автократическое правление и растущая экономика не являются взаимоисключающими. Но представьте, насколько сильнее могла бы быть Россия, если бы ее чиновники не являлись вымогателями взяток, если бы ее фондовые биржи не дергались из-за ареста одной из ведущих фигур делового мира, если бы ее средства массовой информации (СМИ) могли свободно высказываться по Чечне, которая является огромным бременем для бюджета, и так далее.
Можно спорить, рассчитана или нет путинская авторитарная тактика на краткосрочный период. Некоторые утверждают, что его жесткий подход является неизбежным злом и ослабеет, как только он в предстоящие 4 года завершит свои экономические реформы. Без реформ и сильной экономики нет никаких шансов вернуть России ее былое величие, чего желает всякий российский лидер.
Однако Путин должен понять, что истинное величие предполагает свободный обмен идеями, а не только капиталами, главенство закона, а не президентских указов. Если он это поймет, Россия будет процветать, а не просто развиваться.