Ожидается, что на выборах в воскресенье российский президент без труда добьется переизбрания - с помощью тактики, которую критики называют 'советской'
МОСКВА. - До президентских выборов в воскресенье остаются считанные дни, но нигде не происходит никаких массовых митингов, а лозунги и плакаты кандидатов встречаются лишь изредка. И все же ожидается, что эти 'спокойные' выборы очень многое могут сказать о российской 'управляемой демократии' и о том, какие качества россияне хотели бы видеть у своего лидера.
Президент Путин, который, как считается, должен победить на выборах с большим перевесом, пришел к власти четыре года назад, пообещав установить 'диктатуру закона'. И действительно, он принес стране стабильность и экономический рост, одновременно проявляя жесткость в Чечне, да и в борьбе против политических соперников, подавляя 'рынок идей' ради установления твердого контроля сверху.
Критики, а также горстка оппозиционных кандидатов - вместе взятые, они не наберут и доли рейтинга популярности г-на Путина, превышающего 70% - выступают с обвинениями в том, что воскресное голосование - это просто 'фарс', что его результаты заранее подстроены Кремлем, что оно знаменует собой окончание российского эксперимента с демократией.
Но для верных сторонников Путина из московского предвыборного штаба (низкого здания без вывески, затерявшегося на одной из тихих улиц) его кампания - это демократия в действии.
За последний месяц они ответили на 700 телефонных звонков, приняли 900 посетителей и получили больше 3000 писем. Затем они делают выжимки из высказанных мнений, проблем отдельных людей и политических предложений, и ежедневно направляют их кандидату.
'Никто не заставляет людей приходить сюда, никто не ведет их сюда за руку', - говорит Юрий Бородин, седовласый руководитель этой 'общественной приемной', снабженной камерами наблюдения и охраняемой милиционерами в форме: всего таких приемных по России организовано 89. Единственный признак того, что здесь идет предвыборная кампания - черно-белые фотокопии снимков семьи Путина, предназначенные для раздачи избирателям.
Озабоченность явкой
Среди забот, волнующих сторонников Путина, можно назвать растущий страх перед чрезмерной самоуверенностью, перед тем, что избрание Путина на второй срок слишком часто считается предрешенным. Если на выборы придет меньше половины избирателей, может случиться конфуз - повторное голосование. На парламентские выборы в декабре пришли лишь 56% людей, имеющих право голоса, хотя на президентских выборах явка избирателей обычно бывает выше.
'Даже тех, кто поддерживает Путина, заботит вопрос: люди настолько уверены в его победе, что могут не прийти голосовать, - признает г-н Бородин, у которого нет времени подробно отвечать другим кандидатам, кричащим 'Караул!'. - Как можно говорить, что все решено, если они заранее сдаются? Может быть, им просто нечего сказать избирателям, вот они и говорят, что демократии не хватает'.
Путин начал свою не слишком активную кампанию 12 февраля, заявив, что действующий глава государства 'не должен заниматься саморекламой: и рассказывать истории, мало связанные с реальностью. Это надо было делать в прошедшие четыре года'.
Действительно, многие россияне ставят Путину в заслугу то, что он вернул в Кремль твердый и трезвый стиль руководства, решительно действует на международной арене и в Чечне, и борется против ненавистных олигархов. Бурный экономический рост, основанный на высоких нефтяных ценах, позволил увеличить зарплаты и удвоить пенсии.
Но ценой такого сильного руководства, несмотря на путинскую риторику о 'естественном стремлении людей к демократии' стало ужесточение контроля Кремля над основными элементами гражданского общества. Критики и кандидаты-соперники утверждают, что со времен распада СССР им никогда не приходилось действовать в столь неравных условиях.
Кремль контролирует телевидение, и, хотя Путин и отказался от предоставленного ему бесплатного времени в эфире - как и от участия в дебатах с другими кандидатами - бесплатное время, полученное кандидатами-соперниками, теряется на фоне 'новостей', освещающих каждый шаг президента.
Кроме того, наблюдатели обвиняют Кремль и чиновников на местах в использовании 'административного ресурса' для обеспечения высокой явки избирателей или создания трудностей для соперников по президентской гонке.
В среду ряд демократических групп выступил с предостережением о 'беспрецедентном масштабе' государственного вмешательства, возрождении 'старых методов массовых манипуляций голосами граждан'.
В результате, при том что кандидатов насчитывается с полдюжины, российские выборы превратились в гонку с единственным участником.
'Это непросто, но такие уж у нас правила игры:Путин не делает ничего нового', - говорит кандидат в президенты Сергей Глазьев.
По словам г-на Глазьева, гигантский рейтинг поддержки Путина 'давал ему шанс' обеспечить 'чистоту' российских выборов, и при этом одержать легкую победу. Вместо этого Кремль давит на региональных губернаторов и местные власти, требуя обеспечить нужное число голосов, чтобы придать переизбранию президента больше убедительности. '[Путин] сам подорвал собственную легитимность', - говорит Глазьев.
Опасность 'гиперлояльности'
Даже 'мудрецы', близкие к Кремлю, вроде аналитика Сергея Маркова, говорят, что политические 'оперативники' зашли слишком далеко, стараясь угодить президенту, и сейчас это уже приносит вред.
Чрезмерное использование административного ресурса против кандидатов-соперников 'существует, и это очень плохо', - считает г-н Марков. Это результат 'возрождения' российской бюрократии, 'создающей атмосферу гиперлояльности, и это становится все более серьезной проблемой для Путина'. Причем, добавляет он, президент 'не осознает' эту проблему.
Однако подобные вещи 'ни в коем случае' не означают конца демократии в России, утверждает Марков: это просто следующий этап после хаотичного переходного периода, наступившего вслед за распадом Советского Союза.
'Главная ошибка многих наблюдателей состояла в том, что хаос ельцинских лет [1990х гг.] они воспринимали как демократию', - полагает Марков. 'Может быть, с другой стороны Атлантики это [действия Кремля] и выглядит как ограничение свободы. Но люди хотят свободы, а не каннибализма'.
Однако оппоненты имеют другое представление о свободе, и относятся к намерениям Кремля с недоверием. Ирина Хакамада - пламенный политик-либерал, выставившая свою кандидатуру на выборах даже без поддержки собственной партии, говорит, что собирается создать новую партию 'Свобода России', ведь, 'чем больше мы теряем свободу, тем больше мы осознаем ее важность.'
Путин, заявила она на пресс-конференции в среду, - 'советский человек. Похоже, он настроен на реставрацию - реставрацию советской системы.' Россияне должны объединиться в движение протеста, 'иначе 'следующих выборов', возможно, вообще не будет'.
Но г-жа Хакамада не щадит и коллег демократов, да и себя, за 'большую ошибку' - неспособность убедить простых россиян, что политика занимает в их жизни важное место.
Впрочем, убедить в этом страну со 145-миллионным населением, простирающуюся на 11 часовых поясов, не так-то просто: треть ее жителей живет за чертой бедности, а все телевизионные частоты находятся под контролем Кремля.
В путинском предвыборном штабе в центре Москвы Бородин отвергает все жалобы соперников президента.
'Если кандидат говорит, что он - человек маленький, что у него нет шансов, это его проблема, - говорит Бородин. - Если он считает себя 'маленьким человеком', зачем участвовать в выборах?'