В офисах 'Союза правых сил', когда-то ведущей демократической партии России, теперь царит непривычная тишина, и телефоны больше не надрываются от многочисленных звонков. Раз в неделю Борис Немцов, харизматический лидер этой партии и любимчик бывшего президента Бориса Ельцина, приходит сюда лишь для того, чтобы дать интервью по большей части иностранным журналистам.
'Российские журналисты нам больше не звонят. У меня серьезная проблема - к сожалению, здесь нет никого из руководства партии, кто мог бы говорить от ее лица', - сообщает нам пресс-секретарь 'Союза правых сил'.
После прошедших в декабре парламентских выборов, на которых демократические партии потерпели сокрушительное поражение, каждый из трех лидеров 'Союза правых сил' пошел своей дорогой. Борис Немцов теперь работает в банке; Анатолий Чубайс, центральная фигура постсоветской истории, ответственная за проведенную в середине 90-х приватизацию, вернулся к исполнению обязанностей в качестве главы государственной монополии РАО 'ЕЭС России'; а Ирина Хакамада приняла решение участвовать в президентских выборах, которые действующий президент Владимир Путин уже практически выиграл.
Пресс-секретарь 'Союза правых сил' не единственный человек, у кого сейчас возникли серьезные проблемы. Целое поколение демократов времен Бориса Ельцина, чьи усилия в свое время были направлены на переустройство коммунистического государства, не могут больше найти себе применения в политической жизни современной России. Они работают в различного рода аналитических центрах или предприятиях частного сектора.
Победа, которую в это воскресенье одержит Владимир Путин, подведет черту под целой эпохой, которая дала им путевку в политическую жизнь. Суммируя результаты этой эпохи, господин Чубайс заявил: 'Мы смогли построить работоспособную рыночную экономику, но столкнулись с тем, что построить функционирующую должным образом демократию оказалось намного сложнее'.
Сергей Филатов, бывший долгое время руководителем штаба Бориса Ельцина, считает: 'Демократы в России потерпели катастрофическое поражение. Они смертельно устали, разочарованы и чувствуют себя виноватыми'.
'Мы положили начало демократическому процессу в России и воплотили в жизнь экономические реформы, но не смогли сохранить самих себя в качестве единой политической силы. В наших рядах раскол, и у нас больше нет политического лидера'.
Борис Ельцин больше не дает интервью, но, по словам близких к нему людей, его переполняет гнев от того, что в политике его преемника, которого он сам назначил президентом России 31 декабря 1999 г., превалируют автократические тенденции.
Критики политики Путина жалуются на то, что за четыре года правления президента Россия осталась без политической оппозиции и независимого парламента, правительство находится под контролем Кремля, предприниматели напуганы репрессиями, последовавшими после давления на группу нефтяных компаний 'ЮКОС', а телевизионные каналы только и делают, что показывают президента.
Однако ирония заключается в том, что все это делается во имя либеральных реформ и модернизации. По словам господина Филатова, если во времена Ельцина либеральные экономические реформы были синонимом демократии, то Путин провел между этими двумя понятиями строгое разделение.
Георгий Сатаров, исполнявший обязанности политического советника при Борисе Ельцине, считает, что программа действующего президента не что иное, как продолжение либеральных экономических реформ, начатых в середине 90-х.
'Путин старается перестроить России, используя при этом старый материал. Он хочет построить новое здание из кирпичей, оставшихся еще после развала советской системы. Но применяемые им средства идут в разрез с целями, которые он пытается достичь'.
'Развал Советского Союза объясняется тем, что это была слишком жесткая, негибкая система. Путин старается воссоздать жесткость этой системы, поэтому его усилия также обречены на провал'. После 70 лет правления коммунистов, которые жертвовали человеческими жизнями направо и налево ради светлого будущего, многие российские либералы сомневаются, оправдывает ли цель средства, затраченные на ее достижение.
Анатолий Чубайс считает, что опасность не в том, что Путин будет злоупотреблять своей абсолютной властью, а том, что в стране со слабыми гражданскими институтами, в которой еще свежа память о советском времени и в которой отсутствует система сдержек и противовесов, такое положение вещей станет нормой.
И все же ответственность за поражение демократического движения в России и слабость гражданского общества в равной степени лежит как на действующем президенте, так и на лидерах демократических партий.
'Либералы так и не смогли объяснить россиянам все преимущества демократии. Они загнали демократическое движение в застенки элитных салонов и сделали ее предметом великосветских бесед', - отметил господин Сатаров.
'Получение благословения от Ельцина или сделка с Путиным были для них гораздо важнее, чем поддержка избирателей в обществе'.
Борис Немцов в корне не согласен с этим утверждением: 'До тех пор, пока рост экономики будет составлять 7% в год, а материальное благосостояние населения будет продолжать расти, вы не сможете убедить людей в том, что им будет гораздо лучше без Путина'.
'К сожалению, стремление населения к демократии в России сейчас находится на очень низком уровне. Возможно, нам просто нужно время для того, чтобы пройти через этот период авторитаризма и понять всю ценность свободы'.
Борис Немцов старается проще относиться ко всему происходящему и получает удовольствие от своей работы в банке. Несколько недель назад он побывал на Мальдивских островах, где неоднократно погружался с аквалангом в воды Индийского океана. 'Однажды у меня возникли проблемы с регулятором подачи кислорода, в результате чего возникла утечка. Вот тогда-то я понял, как на самом деле для человека важен воздух'.
Господин Немцов говорит, что ему требуется восемь секунд, чтобы подняться на поверхность со дна моря. Выбраться из политического вакуума - задача посложнее, она может занять у него гораздо больше времени.