Кремль по-прежнему умеет хранить секреты: в то время, как до сих пор неизвестно почему в конце прошлого месяца Владимир Путин принял решение об отставке премьер-министра Михаила Касьянова, в начале этого месяца уже было названо имя его преемника. Речь идет о неизвестном широкой публике высокопоставленном чиновнике, который, тем не менее, знаком московскому политическому мирку: Михаил Фрадков. Казалось, что в момент распада Советского Союза этому человеку, родившемуся в 1950 году в одной из отдаленных российский провинций, уготована карьера обычного советского экономиста. Назначенный Борисом Ельциным заместителем министра внешней торговли, этот бывший начальник налоговой полиции, занимал различные должности за границей (Фрадков владеет английским и испанским) прежде чем, уже при Путине, был назначен полпредом России при Еврокомиссии в ранге министра, направленным в Брюссель для развития отношений с Европой. О его правительственной программе пока мало что известно, но 5 марта Дума щедро наградила его 358 голосами 'за' - и это больше, чем голоса только депутатов от 'Единой России'.
Хотя продвижение Фрадкова и стало неожиданностью, похоже, что его предшественник уже давно был приговорен. Не он ли, случайно, отважился перечить самому Путину во время скандала с арестом олигарха Ходорковского? Связи Касьянова, окрещенного в Москве как 'Миша 2%', с предпринимательским миром были весьма заметны. Политическая среда России с улыбкой восприняла назначение Путиным Касьянова главой комиссии по борьбе с коррупцией. Как говорили в Москве: 'Это все равно что просить лису стеречь курятник'. И правда то, что, несмотря на усилия Касьянова, Россия занимает постыдное 89 место среди стран, борющихся с коррупцией. . .
Официально, Касьянов не замешан ни в одном подозрительном деле. Этот 47-летний инженер, как порядочный советский гражданин, начал свою карьеру в Госплане, откуда сам Борис Ельцин позвал его в министерство экономики: сначала в международный кредитный отдел, а в 1995 году Касьянов уже был заместителем министра, затем министром и, наконец, премьер-министром. И именно экс-президент России и подтолкнул Касьянова Путину, чтобы тот наблюдал за новым хозяином Кремля. После четырех лет 'сожительства', во время выборов новой Думы, у Путина появилась возможность положить конец этому навязанному альянсу и назначить новое правительство. И какими причинами он при этом руководствовался, по-прежнему остается загадкой.
Точно такой же загадкой остается и падение позиций президента в рейтингах. Будучи единственным повсеместно известным кандидатом на пост президента, Путин сумел заручиться практически 80-процентной поддержкой россиян, но в последние дни статистическая кривая начала падать вниз и опустилась до отметки 71%. Стоит ли подобное - относительное - снижение популярности объяснять ошибками пропагандистской машины Путина или же это следствие его программной речи, произнесенной перед верными соратниками 12 февраля? В тот раз, впервые и к удивлению некоторых из его слушателей, Путин назвал себя 'либералом', безоговорочным сторонником свободного рынка и конкуренции в то время, как до последнего момента он ловко избегал рассуждений на идеологические темы и предпочитал говорить о будущем лишь в общих терминах. Подобная уклончивость способствовала тому, что, согласно результатам опросов общественного мнения, 80% соотечественников президента считали его позицию левоцентристской. Предположим, что определенная часть сторонников Путина оказалась неприятно удивлена признаниями в экономическом либерализме, особенно, если учесть, что они не оттенялись критикой в адрес ненавидимых многими олигархов.
В действительности же, все происходит так, словно Путин слепо верит в 'государственную машину', реорганизацией которой он занимался на протяжении четырех лет своего правления, устанавливая верных людей на всех ключевых постах. Последствия произведенных преобразований оказались наглядно продемонстрированы во время декабрьских парламентских выборов, когда партия власти 'Единая Россия' получила 310 из 450 имеющихся депутатских мандатов. Пост главы парламента и руководство всеми думскими комиссиями также оказались в руках нового большинства. Иными словами, Путин сам себе сделал подарок в виде регистрационной палаты, готовой согласиться с любым решением Кремля. Позволит ли ему эта хорошо обкатанная в использовании 'административных ресурсов' политическая и избирательная машина преодолеть последнее препятствие перед назначенными на 14 марта президентскими выборами? Или, иными словами, позволит ли она ему привлечь к голосованию 50% избирателей?
На этот раз основные соперники Путина на прошлых выборах - Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Григорий Явлинский - в гонке не участвуют. Двое первых предпочли выдвинуть вместо себя замену - Николая Харитонова и Олега Малышкина - в то время, как Явлинский призвал бойкотировать выборы. Абсолютно не харизматичный бывший лидер аграрной партии Харитонов на протяжении долгого времени набирал в опросах не более 1,5%, но совсем недавно рейтинг его популярности повысился до 5%. В отношении же телохранителя Владимира Жириновского Малышкина, более всего знаменитого крепостью своих кулаков, можно сказать, что его кандидатура была выдвинута лишь для того, чтобы показать, что выборы - просто фарс. . .
В том же, что касается остальных кандидатов, можно сказать следующее: бывший сопредседатель СПС Ирина Хакамада только что потерпела серьезное поражение на выборах в Думу, однако она по-прежнему продолжает заявлять, что ее деятельность финансируется арестованным олигархом Михаилом Ходорковским, словно не понимая, что между двумя этими фактами может существовать причинно-следственная связь. Кроме того, кандидатом на пост президента является и экономист Сергей Глазьев, бывший министр Ельцина, а позднее приближенный генерала Лебедя. Глазьев являлся членом КПРФ, но затем участвовал в создании партии 'Родина', получившей 9% голосов на парламентских выборах, что не помешало Глазьеву выдвинуть свою кандидатуру на пост президента. Однако, его коллеге по партии, верному Путину Дмитрию Рогозину удалось исключить Глазьева из 'Родины', и теперь и без того скромные шансы последнего становятся еще меньше. Стоит признать, что россиян выборы привлекают не очень. В 1996 году потребовалось драматическое противоборство между Борисом Ельциным и его соперником-коммунистом Геннадием Зюгановым, чтобы во втором туре голосования приняли участие 68% избирателей. После того поединка участие в выборах находится в состоянии свободного падения: осенью прошлого года выбирать губернатора Санкт-Петербурга пришло только 28% избирателей.
Произошедшие в Москве смертоносные события безусловно отвлеки общественное мнение от этой зловещей избирательной кампании, в которой реально на кону ничего не стоит. После взрыва бомбы в московском метро, стоившего жизни 41 человеку и ранившего около сотни, произошел обвал стеклянной крыши 'самого большого в Европе аквапарка', в результате чего погибло 28 человек и многие оказались ранены. То, что вторая из трагедий была случайной, более или менее, ясно, но взрыв в московском метро Путин незамедлительно назвал делом рук 'чеченских террористов'. А это не послужило росту доверия россиян к своему президенту в вопросе разрешения кавказского конфликта: согласно опросам общественного мнения, лишь 16% граждан России убеждены, что он способен положить конец войне в Чечне.
И хотя победа Путина гарантирована, он предпринимает громадные усилия для того, чтобы создать впечатление предвыборной кампании. После поездки в Хабаровский край, где он открыл до сих пор недостроенную дорогу, Путин надел форму главнокомандующего для того, чтобы присутствовать на наиболее значимых военных маневрах, проведенных в России со времен Юрия Андропова. Очевидно удовлетворившись увиденным, российский президент объявил, что к 2010 году Россия будет иметь в своем распоряжении ракеты, способные поразить самую отдаленную цель, несмотря на любые защитные системы. Властители США, к которым явно и было обращено это послание, оставили его без внимания. А американские аналитики, напротив, с интересом отметили, что недавний запуск трех баллистических ракет оказался неудачным и они должны были быть уничтожены. На самом деле ракеты были сделаны 15 лет назад, а для многих из них это уже предел. Достаточно жестокий способ напомнить России, что она уже больше не сверхдержава. . .
Сегодня, когда России никто не угрожает, Владимир Путин охотно показывается в военном мундире, для того чтобы напомнить о поддержке со стороны армии. Но этот бывший полковник КГБ куда более неловко чувствует себя, когда ему приходится объяснять своим согражданам, как он намерен бороться с нищетой, разъедающей страну. Потому как, если для богатых, составляющих лишь 5% населения страны, новая Россия - настоящее Эльдорадо, подавляющая часть россиян еле сводит концы с концами. Словно в какой-нибудь развивающейся стране.