Имя: Евгений Киселев
Должность: главный редактор еженедельника 'Московские Новости'
Особые приметы:
Директор канала НТВ в 1990 годы, этот журналист стал основной жертвой борьбы Кремля против свободы прессы и был вынужден оставить свою карьеру на телевидении.
Каким образом Владимир Путин поддерживает свою популярность?
Путин завоевывает массы своей любовью к простым объяснениям и ясным решениям, своим умением представлять вещи 'черными и белыми'. Он умеет давать обещания таким образом, что россияне не чувствуют себя обманутыми, когда эти обещания не выполняются! Чтобы обеспечить свою популярность Путин знает, что не было необходимости контролировать все телевидение. Достаточно было взять контроль над двумя каналами. Оставив один свободный канал, он смог бы показать, что свобода прессы все еще существует. И это было бы хорошо для его имиджа. Но президент захотел пойти дальше и контролировать все. Это во многом характеризует его психологическое состояние. Несомненно, он испытывает чувство незащищенности. Слабый внутри, он чувствует себя уязвимым. Желая придать себе уверенности, он берет под контроль все СМИ. Когда начинаешь войну, трудно остановиться :
Контроль Кремля над СМИ осуществляется при помощи прямой цензуры?
Нет. Кремлевские цензоры не дают приказаний. Это более размыто. Все делается устно. Они приглашают молодых журналистов, изыскивая возможности ими манипулировать, обещают эксклюзивную информацию, развивают у них чувство привилегированности, используют рычаги зависимости от рекламных контрактов: Например, в недавней речи перед своими сторонниками, он (Путин) объяснил необходимость поддержания истинного политического плюрализма. Но, в действительности, его речь звучала на телевидении многократно, в то время, как другие кандидаты не получили даже пяти минут эфирного времени!
Почему вопрос свободы прессы, такой важный для международных журналистов, так мало значит для русских?
Спросите у европейца или американца, что он думает о свободе прессы. Он вам ответит, что это основополагающая демократическая ценность. Задайте этот же вопрос русскому : и вы заметите, что свобода прессы не является предметом первой необходимости ! Здесь это не основной продукт. Журналисты отчасти виновны в этом: когда, в 1990 годы, пресса получила свободу, они не были достаточно профессиональны и жестки. К тому же этот период свободы совпал со сменяющими друг друга экономическими кризисами: в то время как большая часть журналистов поддерживала либеральные реформы, большинство населения отмечало ухудшение своего уровня жизни. Россияне почувствовали себя обманутыми СМИ, которые так восхваляли либеральную систему :
Имея теперь более здоровую экономику, испытывают ли россияне необходимость вновь обрести свободу прессы?
Нет, так как русские устали от политики. Вот почему, на телевидении, аудитория политических программ все время сокращается. Лишь интеллектуальная элита чувствует необходимость настоящих дебатов. Большинство же нуждается только в развлечениях. И это то, что телевидение дает сегодня. Этого достаточно! Свобода прессы не так уж необходима, когда россияне располагают базовыми свободами: они могут выбирать религию, иметь в собственности квартиру, открыть свою фирму, путешествовать заграницу, эмигрировать на запад (сохранив российский паспорт!) :
В политике каждый имеет право сказать что думает. У нас есть выборы и дебаты, а то, что речь идет лишь о подобии дебатов, россиян волнует мало.