Своим переизбранием старый новый президент России Владимир Путин оказал себе медвежью услугу. Как и предыдущие выборы - в российский парламент в декабре прошлого года - президентские выборы не были ни свободными, ни честными.
Нечестной уже задолго до дня голосования была односторонняя пропаганда на телевидении, формирующем общественное мнение, контроль над которым Путин смог установить за первые четыре года своего президентства. Казалось, что в России есть только один политик. Нечестной была организация избирательной кампании, когда выяснилось, что у потенциальных и перспективных соперников Путина нет денег, нет эфирного времени на телевидении, нет места в парламенте.
Нечестной была предвыборная борьба, когда государственная машина России под управлением заместителя главы кремлевской администрации Владислава Суркова по всем правилам вставляла палки в колеса и без того слабым соперникам Путина. Нечестными были сами выборы: хотя Путин пользуется, без сомнения, популярностью среди многих россиян, Кремль не пожелал отказаться от административного ресурса российского государства.
Сомнительно уже то, чтобы заставлять избирателей идти к урнам для голосования, используя материальные преимущества. Заставлять их это делать - значит лишать выборы всякой легитимности. И о том, что происходило миллионы раз в прошедшее воскресенье, свидетельствовали не только сообщения о голосовании с подведомственных избирательных участков и о голосах, отданных Путину, но и сообщения о дне голосования, которые шли со всей страны. Студенты и родители из Петербурга, голосовавшие по принуждению, врачи из Оренбурга - лишь вершина айсберга манипуляций с выборами, даже их фальсификации. Владимир Путин может быть популярным президентом. После нынешнего избирательного фарса легитимнее он не стал.