Итог прошедших выборов свидетельствует о том, что Путин является самым сильным правителем за весь постсталинский период. Конечно, Путин - не Иосиф Сталин, но его президентский срок выпал на время, характеризующееся резким возрождением госконтроля над экономикой и национализма в России - явлениями, не вяжущимися с демократией.
Преследуя широкий спектр целей, - от борьбы с терроризмом до установления демократических режимов на Ближнем Востоке, от обеспечения безопасности в бывших республиках Советского Союза до поиска источников энергии - политика России при президенте Путине будет представлять более серьезную, чем полагала до настоящего момента администрация Буша, помеху в удовлетворении Америкой своих национальных интересов.
В первый президентский срок, Путин привнес доктрину исключительной власти государства. Он почти довел СМИ до значения ручного попугая Кремля. Россия была против британо-американского вторжения в Ирак и упорно осуществляла планы по созданию ядерного реактора в Иране, несмотря на доказательства отнюдь не мирных намерений Тегерана.
Российская политика в Молдове, Грузии, Украине, как, впрочем, и везде на постсоветском пространстве свидетельствует о том, что укрепление позиций в этих регионах будет приоритетной задачей Кремля. Кстати, провозглашение данной позиции способствовало получению партиями националистического толка большего числа мест на последних выборах в Госдуму. Наибольшее опасение вызывает рост статуса и возможностей Федеральной службы безопасности, организации-преемника бывшего КГБ, а также выборочное применение судебной власти для достижения политических целей.
В то же время, и в какой-то степени благодаря низким ценам на нефть, правление президента Путина совпало с периодом экономического роста и относительной стабильности. Его правительство состоит из технократов и реформаторов, что приветствуется инвесторами и гармонирует с убеждением Путина, что только за счет экономического роста Россия может реализовать свой потенциал великой державы. Но, как утверждает российский аналитик Андрей Пионтковский, есть рамки, за пределами которых реализация реформ и достижения роста не оправдывает политики 'железного кулака'.
Если г-н Путин хочет осуществить свою мечту и сделать Россию сильной, ее государственное устройство обязано допускать открытую конкуренцию, а судебная власть, СМИ и другие органы, присущие демократии должны быть вне политики. Однако Путин пока не демонстрирует особого желания воплотить в жизнь такое государственное устройство.