(Национальное общественное радио - некоммерческая общественная радиосеть США с главным офисом в Вашингтоне. Финансирование частное - пер.)
Передача: воскресный выпуск программы Weekend Edition.
13.00 по времени восточного побережья США и Канады.
14 марта 2004 г. (21.00 по московскому времени - пер.)
--------------------------------------------------------
Ведущая - Лиан Хансен (LIANE HANSEN)
Корреспондент - Мишель Келемен (MICHELE KELEMEN)
Хансен: Результаты голосования граждан России на президентских выборах еще не обнародованы, но Вашингтон уже готовится работать с новым правительством Путина. Аналитиков, которые наблюдают за ситуацией в этой стране, продолжают волновать те же вопросы, которыми они задавались, когда Путин только пришел к власти: кто такой Путин и куда идет Россия? Как говорит наш корреспондент NPR Мишель Келемен, ясно только то, что ответы на эти вопросы неоднозначны.
Келемен: Аналитики в Вашингтоне столько спорили о Путине перед выборами, что Николаю Злобину из Heritage Foundation остается только шутить по этому поводу.
Николай Злобин, Центр военной информации (Center For Defense Information, главный офис расположен по соседству с NPR в Вашингтоне - пер.): Проведя в России последние несколько недель, я вернулся с чувством, что здесь о выборах говорят значительно больше, нежели там.
Келемен: Г-н Злобин, аналитик Центра военной информации, говорит о путинской России не иначе как с ноткой черного юмора. Последние экономические успехи России он охарактеризовал как 'победу капитализма, но поражение демократии', так как даже в новом российском парламенте слишком мало тех, кто готов не слушаться Путина.
Злобин: Знаете, Борис Грызлов, спикер российской Думы, как-то сказал - заметьте, это сказал спикер Думы: - 'Дума - не место для политических дискуссий'.
Келемен: Как и Злобин, многих экспертов продолжает волновать поведение Кремля на парламентских выборах, отсутствие независимых СМИ, продолжающаяся война в Чечне и коррупция, которую Путину не удалось прекратить с помощью охоты на так называемых олигархов. Известная российская журналистка Юлия Латынина весьма жестко высказалась по поводу ареста нефтяного магната Михаила Ходорковского.
Юлия Латынина, журналист: Ясно, что этот шаг усилил власть г-на Путина, потому что теперь никто из олигархов не скажет против него ни слова. Власть Путина увеличилась до такой степени, что теперь главная угроза для него - не олигархи, а люди из его собственного окружения, такие же жадные, как и некомпетентные.
Келемен: Дело Ходорковского действительно вызвало возмущение в Вашингтоне. Официальные лица из правительства Буша стали громче говорить о том, что демократия в России пробуксовывает и верховенства закона там нет. Но мало кто критиковал Путина так, как Латынина. (В США - пер.) до сих пор принято считать, что Путин принес в страну так необходимую ей стабильность, и, кроме того, он прагматичен, так что с ним Вашингтон может иметь дело.
Как говорит Селеста Уолландер из Центра Стратегических и международных исследований (The Center for Strategic & International Studies, некоммерческая организация, находится в том же районе Вашингтона, что и NPR и Центр военной информации. Председатель - бывший замминистра обороны США. Финансирование частное - пер.), всегда было трудно сказать, почему Путин не идет на те или иные ключевые реформы - действительно ли он не хочет этого сам или ему не дают это сделать остатки ельцинской семьи и иные олигархические интересы в его окружении. И вот сейчас мы снова можем сказать: 'Ладно, давайте теперь посмотрим, что он сделает, когда у него в руках сосредоточено столько власти и столько влияния'.
Келемен: Что касается внешней политики, в дружбе Путина и Буша все-таки есть и прагматичные моменты. Американские официальные лица отмечают, что (с Россией - пер.) легко сотрудничать в борьбе с терроризмом, но, с другой стороны, Россия не поддержала войну в Ираке и отказалась по требованию США прервать военное сотрудничество с Ираном. Представители Госдепартамента довольно резко высказывались относительно очевидной игры мускулами, которую Россия допускает в вопросах, связанных с бывшими советскими республиками, и призывали Россию сдержать свои обещания по выводу своих войск из Молдовы и Грузии. Как говорит Уолландер, теперь эти вопросы будут одними из самых сложных для обсуждения, поскольку их придется решать уже с гораздо более жесткой путинской командой.
Уолландер: Теперь самое важное в политике Соединенных Штатов - не только слушать, что говорит Путин, но и следить за тем, что он и его новое правительство, полностью от него зависящее, реально делают. Будут ли они, как того требует от них международное право, продвигать переговоры по выводу российских войск из сопредельных стран, где они расквартированы главным образом на бывших советских базах? Именно здесь выборы могут оказаться поворотным пунктом.
Келемен: Пока что, и это вытекает из названия последней статьи госсекретаря (США - пер.) Колина Пауэлла, российско-американское сотрудничество продвигается вперед, как и демократия в России. Что ж, американцам, видимо, пора, по выражению одного из обозревателей газеты 'Вашингтон Таймс', вводить новую науку вместо советологии или кремлеведения - путинологию. Мишель Келемен, Эн-Пи-Ар Ньюс, Вашингтон.