Наполеон однажды сказал, что самое важное качество его генералов - это то, что им сопутствует удача. В Испании и России, где он потерпел наиболее крупные стратегические поражения, мудрое замечание французского императора получило наглядное подтверждение.
Российский президент Владимир Путин - самый удачливый руководитель на планете. Чудовищный теракт, совершенный в Мадриде, отвлек внимание мировых СМИ от фарса демократического волеизъявления народа на президентских выборах в России, проходивших в воскресенье. Более того, теракт, унесший на прошлой неделе жизни двухсот испанских пассажиров поезда, стал мрачным напоминанием того, что борьба против терроризма должна оставаться первостепенной задачей цивилизованного мира. Нет никаких сомнений, на какой стороне в этой борьбе стоит Путин и Россия.
При всем при этом Путин, получивший на выборах голоса 70 процентов избирателей, будет неоспоримым руководителем народов России на предстоящие еще четыре года, что бы ни говорил госсекретарь США Колин Пауэлл по поводу проведения местных президентских выборов.(Официальный представитель Кремля язвительно заметил, что российскому народу не нужны поучения на предмет демократических процедур от администрации, пришедшей к власти с минимальным перевесом голосов на выборах и в результате решения Верховного Суда.)
Большинство независимых наблюдателей из Европы и США отмечали, что это были свободные выборы, хотя едва ли справедливые. И об этом свидетельствует господствующее положение Кремля в средствах массовой информации. В последние две недели предвыборной кампании Путину было предоставлено 2 часа 28 минут эфирного времени в новостных передачах на российских телеканалах. А все его оппоненты вместе взятые получили всего 22 минуты.
Путин теперь властвует в Кремле, а его сторонникам принадлежит большинство в российском парламенте - Госдуме. Он назначил региональных руководителей, чтобы они властвовали в российских территориальных единицах. Бывший сотрудник КГБ окружил себя коллегами из тайной полиции и поставил их во главе министерств и многочисленных бюрократических структур. Люди, которых русские называют 'силовики', представляют собой единственную партию, имеющую значение.
Критики Путина подобно изгнанному за пределы страны магнату Борису Березовскому говорят о 'советизации' России. Березовский, как и другие олигархи вроде Владимира Гусинского, лишился принадлежавших ему телеканалов, кроме того, его обвиняют в неуплате налогов. По такому же обвинению содержится в заключении в ожидании суда нефтяной магнат, глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. Нет никаких сомнений, что, если Путин добрался до него, какая же участь ждет Гусинского и Березовского.
Путин контролирует влиятельные СМИ и телевидение. (Однако продолжают выходить кое-какие весьма критически настроенные газеты, что говорит о некоторой свободе прессы, пока ее читают несколько сотен тысяч интеллектуалов в больших городах.) Путин также ведет репрессивную войну в Чечне и время от времени выступает с резкими замечаниями в адрес бывших советских республик, к примеру, Молдовы и Грузии, напоминая им о силе России.
И все же атмосфера не совсем безоблачная. Путин, возможно, победил на свободных и честных выборах, имея за спиной все то, что им было сделано. За пять лет, после того как Борис Ельцин привел его во власть, Путин восстановил авторитет и единство российского государства, скатывавшегося в пропасть анархии при Ельцине. Россия вновь обрела власть.
Путин стабилизировал финансовую систему страны, начал регулярно выплачивать пенсии, при нем началось оживление экономики. Российский ВВП увеличился почти на 50 процентов за то время, пока Путин занимал пост президента. Возросла средняя заработная плата, и как никогда раньше большое число российские граждане выезжают на отдых за рубеж.
Повезло Путину и еще в одном. Цены на нефть на мировом рынке удвоились с 1999 года, что создало хорошие перспективы для экономики России, поставляющей на экспорт в основном нефть и газ.
На пользу Путину пошли и террористические атаки, совершенные 11 сентября в Нью-Йорке и теперь в Мадриде, позволившие наладить сотрудничество с администрацией Буша в его борьбе с терроризмом и открывшие ей доступ в воздушное пространство России и к базам в странах Центральной Азии. Цены на нефть и борьба с терроризмом - две козырные карты Путина, и ему очень повезло, что они попали ему в руки.
Но есть еще два аспекта, две важнейшие реформы, которые делают ему честь и к везению не имеют никакого отношения. Первая - это введение единого13-процентного налога, который позволил стабилизировать финансы страны, сузил возможности для коррупции и открыл реальные перспективы для нового поколения российских предпринимателей. Вторая реформа - это введение суда присяжных. Проводимая медленно и поэтапно, она является удивительным нововведением для страны, где 'правосудие' всегда находилось в руках Кремля.
Эти две реформы, которые, в конечном счете, окажут на будущее России гораздо большее влияние, чем любое количество 'независимых' телеканалов, означают, что от Путина многое зависит. Еще преждевременно называть его 'новым красным царем', протаскивающим через черный ход автократию советского толка. Его еще можно воспринимать как российский вариант чилийского Пиночета, который устроил кровавый военный путч против законно избранного правительства, тысячами уничтожил неугодных, но вернул Чили на путь, приведший к процветанию и демократии.
Предстоящие четыре года второго президентского срока Путина, вероятно, покажут, является ли бывший майор КГБ (the old KGB major) кабинетным демократом или новым Сталиным. Но не все зависит только от него. Дело еще в удаче. Если цены на нефть останутся высокими, если Вашингтон будет и далее разыгрывать московскую карту в борьбе против терроризма, и если умиротворенные европейцы усвоят урок из кровавой бойне в Мадриде, что им также нужно участвовать в этой борьбе, тогда Путину будет по-прежнему вести, и российский народ извлечет из этого пользу. Поживем - увидим.