17 марта 2004 года. Аналитики московской брокерской компании "Объединенная финансовая группа", довольные тем, что им была выдана премия за инвестора, недавно решили отметить это событие торжественным обедом. Брокеры связались с выбранным заведением и попросили заранее дать им меню. "Мы не можем выдать эту информацию, - заявил им ресторан. "Почему?", - спросили брокеры. "Это коммерческая тайна", - был ответ.
Не обескураженная этим пережитком гостеприимства в советском стиле, компания "Объединенная финансовая группа" не теряет оптимизма в отношении перспектив для России на период после выборов. Если ученые мужи от политики третируют победу Владимира Путина на выборах, ворча по поводу мрачной перспективы авторитарного правления и ползучего влияния Комитета государственной безопасности, то фонды видят силу высоких цен на нефть, солидные финансы правительства и утешающую стабильность, если не прозрачность.
Состав кабинета министров является успокоительным: Алексей Кудрин и Герман Греф сохранили свои портфели в финансах и в экономике; следовательно, экономические реформы будут медленно продолжаться. Нынешний президент недосягаем для соперников, его мандат огромен, и можно лучше всего выяснить, что ожидает Россию впереди, читая по его губам. В своей речи после победы на выборах он сказал, что нужно сделать больше, чтобы улучшить жизнь рядовых людей. "То, что мы совершили, не сделало народ процветающим. Мы не принесли процветания. Мы только видим зарю процветания". Эта фраза стоит того, чтобы ее цитировали средства массовой информации, но инвесторам следует принять ее за чистую монету. Нынешний президент - серьезный человек, которому не свойственно трепаться в блэровском (Blairite) стиле. Если он заявляет, что намерен облегчить жизнь рядовых россиян, огромной армии низкооплачиваемых государственных служащих, то, вероятно, он именно так и поступит.
Когда президент Путин смотрит на Россию, он видит мир, отличающийся от того нового российского блеска на снегу, который притягивает иностранных инвесторов. Путинский мир - это Россия, которая проиграла от приватизации, которая ненавидит нефтяных магнатов и их иностранных покровителей. Их следует обложить более высокими налогами, чтобы в следующем году кремлевская казна увеличилась еще на 3 млрд. долл. США.
Этого недостаточно, чтобы инвесторы забеспокоились: российский нефтегазовый сектор в настоящее время дает в государственный бюджет 20 млрд. долл. США и, если цены на нефть останутся высокими, вполне способен дать еще несколько миллиардов. Что волнует больше, так это вопрос, связаны ли президентские амбиции в отношении улучшения жизни рядовых россиян с созданием новых богатств или же с более равномерным их перераспределением?
Ему необходимо сделать и то, и другое, чтобы срочно разрешить его конфликт с Большим Бизнесом. Состоявшиеся на прошлой неделе выборы принесли ему некоторое успокоение, поскольку они продемонстрировали, кто обладает властью в России, вовсе не московская либеральная элита и не сторонники отправленного за решетку главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского, но миллионы избирателей, которые покорно отреагировали на призывы местных боссов, мэров и директоров заводов и фабрик отдать свои голоса за Путина и "Единую Россию".
Как Путину отблагодарить своих сторонников? Несколько миллиардов долларов налогов от нефтяных королей не позволят ему пойти очень далеко. Если он хочет, чтобы врачи, учители и гражданские чиновники получали более высокую зарплату, нужно, чтобы экономика росла, а это означает новые приватизации и новые экономические реформы, никак не меньше. Вместо этого он посылает неоднозначное сообщение: иностранные инвесторы приветствуются, но "Газпром", принадлежащий государству, сохранит свою монополию на экспорт природного газа, а российские потребители будут защищены от роста цены на него.
У России всегда были проблемы с могуществом отдельных личностей. Цари и комиссары подавляли его, и потому решение президента Путина, который отправил за решетку его главного выразителя, мало чем отличается от прошлого. После победы на прошлой неделе подобная стратегия является ненужной, однако вызов со стороны могущества частного сектора остается.
Концентрация капитала в контролируемых олигархами конгломератах, таких, как "Менатеп" и "Альфа Груп", является нездоровой, неконкурентной и неэффективной. России нужно диверсифицировать экономику, уходя от нефти, и развивать динамичный сектор услуг, который был бы независимым от контроля со стороны конгломератов. Но кто даст денег взаймы новым бизнесам? Явно не олигархи, чьи банки больше занимаются вывозом капиталов заграницу, чем поддержкой местных предпринимателей.
Разрушение трестов - не новая игра. Американцы активно занимались этим в начале прошлого века, и был принят целый пакет законов с целью предотвращения концентрации чрезмерной экономической мощи. Всем этим может воспользоваться российский президент, и представляется, что это более умно, чем головорезы с автоматами.