Согласно данным социологического опроса, проведенного в девяти странах, спустя почти год с начала иракской войны недоверие и другие негативные настроения по отношению к Америке усилились.
Как показал социологический опрос, результаты которого были обнародованы во вторник, за без малого год после начала войны в Ираке доверие мировой общественности к США заметно пошатнулось. Недоброжелательность к Америке ослабляет желание международного сообщества поддерживать войну США против терроризма.
Данное исследование общественного мнения было проведено в девяти странах Исследовательским центром Пью еще до взрывов в Мадриде на прошлой неделе и последующего поражения на выборах испанского правительства, которое, как известно, было среди пославших войска в Ирак. Испания не вошла в число стран, где проводился опрос.
Полученные данные ясно свидетельствуют о растущем разрыве между воззрениями американской общественности и убеждениями их важнейших союзников, что подтвердилось неожиданным поражением Хосе Марии Азнара, одного их самых надежных союзников администрации Буша по иракскому вопросу и войне с терроризмом.
И хотя большая часть американцев считает, что вторжение в Ирак с целью свержения Саддама Хусейна способствовало успешному ведению войны с терроризмом, большинство немцев, французов и туров, половина опрошенных в Великобритании и России считают, что иракская война дискредитировала борьбу против терроризма.
Подавляющее большинство граждан России, Франции, Германии, Марокко, Турции, Пакистана, 58% в Великобритании и 50% в Иордании заявили, что война снизила их доверие к Соединенным Штатам. Однако 58% американцев выразили прямо противоположное мнение.
Большинство опрошенных в Германии, Франции, России, Турции, Пакистане и Иордании, а также 48% марокканцев полагают, что заявления глав США и Великобритании о том, что Ирак имел оружие массового поражения, были ложью. Большинство опрошенных в шести странах и 48 процентов в России заявили, что за войной против терроризма стоят совсем не те причины, о которых говорят США. Только американцы говорят, что они еще больше, чем до войны в Ираке, уверены в том, что политика США мотивирована желанием распространить демократию по всему миру.
'Вызывает беспокойство тот факт, что из всех опрошенных только американцы считают, что война в Ираке скорее помогла, чем навредила борьбе с Аль-Каидой', - заявила Мадлен Олбрайт, занимавшая пост госсекретаря США при президенте Клинтоне. 'Также весьма тревожно то, что в результате иракского конфликта, все страны, участвовавшие в опросе потеряли веру в честность и приверженность США к демократии', - добавила она.
Результаты опроса центра Пью были тщательно исследованы администрацией Буша и различными правительственными и частными комиссиями, занимающимися изучением причин падения мирового авторитета США, а также усиливающихся антиамериканских настроений в большей части исламского мира.
Обеспокоенный Госдеп провел собственное социологическое исследование и, как говорят осведомленные лица, выявил почти те же самые тенденции, что и опрос центра Пью.
Американские чиновники, признавая, что падение популярности США действительно является большой проблемой, ранее утверждали, что она, вероятно, не опустится ниже результатов последнего опроса центра Пью, проведенного в почти сразу после окончания широкомасштабных боевых действий в Ираке мае прошлого года, и ожидали, что она вернется в норму.
Новый опрос действительно принес кое-какие хорошие новости администрации Буша. Пример: не столь явная, как раньше, враждебность к США в некоторых преимущественно исламских странах. Взять хотя бы то, что процентное соотношение респондентов, крайне негативно отзывающихся о США, снизилось в Турции с 68% в мае до 45%.; в Пакистане с 71% до 50%; в Иордании с 83% до 67% и в Марокко с 53% до 46%.
Однако многие по-прежнему негативно относятся к США. Несмотря на тот факт, что Америка и Европа имеют общего заклятого врага в лице Усамы бен Ладена, в Иордании, Марокко и Пакистане - важнейших союзниках США в борьбе с терроризмом и поиску главы Аль-Каиды - рейтинг президента Буша оказался даже ниже чем у террориста номер один.
Более того, почти половина пакистанцев, а также 70% иорданцев и 66% марокканцев заявили, что атаки террористов-самоубийц против американцев в Ираке были оправданы. Даже в Турции такой же точки зрения придерживается 31% опрошенных.
Опрос выявил значительно большее недовольство американской политикой в Великобритании, что вкупе с поражением испанского правительства на выборах может оказаться небезопасным для положения самого важного союзника Буша - британского премьер-министра Тони Блэра. Лишь 43% процента жителей туманного Альбиона (сравните с 61 % по результатам майского опроса) считают, что Блэр принял правильное решение, применив силу против Ирака.
Поддержка иракской кампании значительно ослабла и среди самих американцев. Сейчас она составляет 60% (против 71% в мае).
Хотя главы европейских государств и заявляют о своем желании улучшить отношения с США и утверждают, что восстановление Ирака и установление демократии было бы выгодно всем, недовольство общественного мнения политикой США не спадает. Как показывает опрос, все больше британцев, французов и немцев хотят видеть Европу такой же сильной, как Америка и независимой от Вашингтона в плане внешней политики и обеспечения своей безопасности.
'Это факт, нравится нам это или нет, что существует большая проблема с доверием к США в Европе и не только', - считает один высокопоставленный европейский дипломат.
Эта проблема вызвана не только тем, что в Ираке не было найдено оружие массового поражения, говорит он, но также и 'фактором Гуантанамо' - убеждения, бытующего главным образом среди молодежи, что США не является защитником свободы, гражданских прав и других идеалов, на роль которого претендует. Соединенные Штаты держат на базе Гуантанамо сотни подозреваемых в терроризме, в том числе и граждан Европы, без предъявления каких-либо формальных обвинений или возможности пользоваться услугами адвоката. Некоторые томятся там уже более двух лет.