САДДАМ ХУССЕЙН не ожидал вторжения США и их союзников в Ирак, и даже после начала военных действий тешил себя иллюзией, что Ирак выигрывает войну и сможет добиться мирного урегулирования путем переговоров при посредничестве Франции и России.
Согласно секретным документам, с которыми удалось ознакомиться корреспонденту 'Таймс', прежний иракский режим не задумывался о неизбежности своего поражения, и продолжал функционировать в обычном ритме под непосредственным руководством Саддама, даже когда американские танки уже приближались к Багдаду.
Ни в одном письме или меморандуме из архивных документов, найденных новыми властями в Ираке, не содержится и намека на то, что режим может быть свергнут англо-американскими войсками, которые вошли в Багдад после трехнедельных боев.
По указанию Саддама генерал-лейтенант Абед Хамид Хамуд, начальник президентской канцелярии, приказал министру иностранных дел Наджи Сабри установить контакт с французским и российским правительствами, и сообщить им, что Ирак может согласиться лишь на 'безоговорочный вывод' американских войск.
'Скажите им, что Ирак сегодня одерживает победу, а США тонут в трясине поражения' - говорится в письме, написанном 30 марта, через десять дней после начала войны и меньше чем за две недели до того, как американские танки вошли в столицу. 'Если они останутся [в Ираке] дольше, их потери и убытки будут расти. Бремя, которое они на себя взвалили, будет становиться все тяжелее, возмущение в мире будет расти, а их престиж - уменьшаться'.
Письмо стало ответом на послание, полученное накануне от г-на Сабри, где тот докладывал о своей встрече с российским послом в Багдаде, и о том, что, по мнению Москвы, 'агрессия США не имеет будущего'.
'Конфликт может продолжаться месяцы, год, или два, -приводятся в донесении слова российского посла. - Он приведет к чудовищным разрушениям. Он будет напоминать советское вторжение в Афганистан'.
Далее г-н Сабри прогнозирует, что поддержка действий США, как внутри страны, так и за рубежом, будет падать, что Тони Блэр утратит популярность, и выражает надежду, что оппозиция войне со стороны России усилится, и в этом ее поддержат Франция и другие страны.
Саддам собственноручно написал на донесении резолюцию, приказав министерству иностранных дел дополнить успехи, якобы достигнутые Ираком на полях сражений, дипломатическим наступлением в Париже и Москве. Возможно, объяснить причину столь неверной оценки ситуации могут некоторые разведданные, поступавшие в Багдад. Так, на неуклюжей схеме, нарисованной офицером разведки из иракского посольства в Дамаске, изображено место дислокации 20000 израильских солдат, оснащенных зенитными ракетами 'Пэтриот', в пустыне на западе Ирака.
Как показывают документы, решающее влияние на образ мышления режима оказывал бывший посол Ирака в Москве Аббас Кунфит. Он регулярно отправлял в Багдад шифровки, цитируя высказывания российских дипломатов и представителей спецслужб, прежде всего Службы внешней разведки (СВР) и военной разведки (ГРУ). Контакты с российскими представителями продолжались и после начала войны: среди прочего, последние советовали иракским чиновникам не пользоваться спутниковыми телефонами 'Турайя' - их местоположение можно засечь с точностью до десяти метров.
'Мы встречались с друзьями' (из разведки), сообщал посол 4 октября 2002 г. 'Друзья сказали нам, что президент Путин дал министерству иностранных дел очень четкие указания относительно Ирака. Наши друзья сообщают, что Россия однозначно выступает против любого нападения на Ирак. Она не позволит включить в новую резолюцию любые положения, позволяющие применить силу против Ирака'.
Впрочем, Багдад получал и предостережения. Так, Евгений Примаков, бывший начальник российской разведки и один из крупнейших арабистов, сообщил иракцам в ноябре, что 'Буш полон решимости начать крупномасштабную военную операцию против Ирака'. В том же месяце король Иордании Абдулла предупреждал об этом г-на Путина, хотя иракский посол отмахнулся от этих рекомендаций, предположив, что иорданский монарх просто хочет выглядеть важной персоной.
К началу прошлого года эти сигналы уже невозможно было бы игнорировать. В январе прошлого года новый иракский посол в Турции, после вручения верительных грамот президенту страны, сообщил, что глава государства предупредил его: Багдад не должен давать Вашингтону повода для войны, поскольку США нападут на Ирак независимо от того, получат они на это санкцию ООН, или нет.
Даже накануне войны Саддам, судя по всему, продолжал отрицать очевидное. В письме, датированном 17 марта, за три дня до начала военных действий, он отклонил предложение генерального секретаря Лиги арабских стран Амра Муссы о посредничестве, заявив, что в его миссии нет необходимости.
Что говорится в документах:
- 'Хочу, чтобы вы направили письмо, сформулированное в сильных выражениях, Германии и Франции, заявив в этом письме, что мы одерживаем победу..' (собственноручная резолюция Саддама Хуссейна на донесении бывшего министра иностранных дел Ирака Наджи Сабри)
- 'Из надежных иорданских источников мы узнали, что в западноиракском 'треугольнике' разместились (20000) израильских солдат, переодетых в американскую форму' (донесение иракской разведки из Дамаска)
- 'Передайте во все наши посольства, что нам не нужны еда и лекарства - нам нужны федаины (бойцы), которые приехали бы сюда, чтобы сражаться' (Таха Ясин Рамадан, бывший вице-президент Ирака)
- 'На юге иракские войска захватили в плен американских солдат, в том числе чернокожую женщину. Ее следует освободить. Это произведет благоприятное впечатление на СМИ' (Сабах Ясин, бывший посол Ирака в Иордании).