В настоящее время международные отношения меняются столь же кардинально и широко, как и во времена распада восточного блока. Мощь и влияние Соединенных Штатов зависели в значительной мере от их способности убедить другие государства в том, что сохранение ведущей роли в мире США, прежде всего, и в их собственных интересах. Однако масштабы и последствия реализации этой мировой миссии, включая крайне расплывчатую доктрину 'превентивных войн', сегодня в целом намного опаснее, чем во времена, когда еще существовала коммунистическая система.
Прежние враги исчезли, их место заняли новые, некоторые из них - бывшие союзники или даже самые близкие друзья. США нужны союзы. Однако, в какой мере можно говорить о их существовании, не совсем ясно, судя по всему, и им самим. Вместо этого союзников созывают в 'коалиции желающих'. Но события последних дней в Испании, террористические акты в Мадриде, поражение консерваторов на выборах, понесенное из-за того, что они поддержали войну в Ираке, несмотря на очевидное сопротивление населения, существенно повысили цену, которую вынуждены платить союзники Вашингтона за свою преданность.
Администрация Буша (Bush) выхолостила эту систему альянсов, которая определяла американскую внешнюю политику, начиная с 1947 года. Виной тому ее неумелость, а также ее сомнительная идеология американской мощи, не знающая границ в своих глобальных устремлениях, и предпочтение, которое она оказывает унилатералистским действиям, когда консультации с друзьями или даже с Организацией Объединенных наций ценятся не очень высоко. В результате распространения оружия массового уничтожения мир становится все более опасным.
В случае переизбрания Буша международный порядок 2008 года может существенно отличаться от порядка нынешнего или существовавшего в 1999 году. Если победу одержат демократы, они попытаются именем интернационализма возродить ту систему союзов, которая существовала в 1999 году до войны в Югославии.
Тому, кто критикует Буша, было бы лучше не питать никаких иллюзий в отношении Джона Керри (John Kerry). Кандидат на пост президента от демократов одобрил многие ключевые внутри- и внешнеполитические проекты Буша. Он не смог сформулировать альтернативу внешней и оборонной политике Буша. И вообще, начиная с 1947 года, в вопросах внешней политики между демократами и республиканцами существовало принципиальное единство, даже если зачастую они прибегали к различным формулировкам. То есть, после выборов в США власть в Вашингтоне перейдет в руки не критика существующего внутри- и внешнеполитического порядка. Может показаться опасным тезисом, но переизбрание Буша было бы меньшим злом, поскольку он, скорее, продолжит разрушение старой системы союзом, от которой зависит власть США.
Мы должны трезво взвесить последствия переизбрания Буша для внешней политики. Его политика привела многие государства к отчуждению в различной мере от США. Даже самые близкие союзники, такие, как Великобритания, Австралия и Канада, будут вынуждены задать себе вопрос: а в их ли национальных интересах давать политический карт-бланш Вашингтону? Внешняя политика, как это продемонстрировали драматическим образом террористические акты в Мадриде, имеет слишком важное значение, чтобы просто идти на поводу у Вашингтона. Высокую цену платят, видимо, не только правящие партии, такое поведение может стоить многих жертв населению.
Франция и Германия стали в силу неприятия аргументов США в пользу войны с Ираком независимыми раньше, чем это они предусматривали. Будущая роль НАТО теперь, известным образом, поставлена под вопрос, что было немыслимым еще два года назад. Сегодня остается открытым вопрос, как должна Европа обеспечивать свою оборону в будущем. Но должны существовать европейские вооруженные силы, независимые от НАТО или США. Германия при поддержке Франции решительно отвергает доктрину превентивных войн Буша. Тони Блэр (Tony Blair), конечно, хочет быть заместителем США в военных вопросах, но ему придется вернуть Великобританию в рамки европейского проекта. Его популярность в своей собственной стране достигла самой низкой отметки, поскольку он раболепно поддерживал войну в Ираке. Одним словом, у политиков, ставящих империалистические требования выше национальных интересов, меньше шансов, чем у тех, кто идет навстречу желаниям и общественному мнению в своей стране.
Однако администрация Буша вызвала недовольство не только у союзников. Она привела к охлаждению зарождавшейся еще в середине 90-х годов тесной дружбы с бывшим Советским Союзом. Вместо того, чтобы выполнить обещание, данное в 1997 году, и не наращивать численность боевых частей на территории новых членов НАТО из числа восточно-европейских стран, союз теперь приблизился к самым границам России, причем страны Балтии - Эстония, Латвия и Литва - вызывают у Москвы особую озабоченность. Кроме этого, США создают точно неизвестное количество баз на Кавказе и в Средней Азии.
Россия уже заявила, что подобные действия США заставляют сохранять и совершенствовать российский ядерный потенциал, с тем, чтобы оставаться военной сверхдержавой и иметь противовес создаваемой Пентагоном системе противоракетной обороны. В прошлом месяце Россия пригрозила выйти из договора о сокращении обычных вооруженных сил, который еще не вступил в силу, поскольку рассматривает экспансию Соединенных Штатов на территории бывшего восточного блока как провокацию.
Для союзников США во главе с Бушем не в национальных интересах и не в интересах безопасности их народов следовать внешней политике, когда приходится пускаться на авантюры, слепо бряцая оружием, руководствуясь при этом ложной информацией. Если Буш будет переизбран, союзники и друзья США встанут перед необходимостью принятия жесткого решения. Это будет процесс, который придаст новый образ союзам, а, возможно, разрушит их. В результате, видимо, появится независимая и реалистичная внешняя политика союзников. События последних дней в Испании повысили вероятность этого. США будут проявлять больше осторожности, а мир будет безопаснее только тогда, когда люди Буша будут испытывать дефицит в союзниках и окажутся в изоляции.