Если на улицах Лондона прогремят взрывы, устроенные 'Аль-Каидой', неужели мы будем винить во всем Тони Блэра (Tony Blair)? Если мы хотим остаться свободными в этом опасном и жестоком мире, то должны быть более проницательными и думать гораздо глубже.
Неделю спустя после взрывов в Мадриде и через год после того, как наш премьер выступил в Палате представителей со своей пламенной речью в поддержку участия Великобритании в иракской кампании, возглавляемой Соединенными Штатами, мы можем с уверенностью сказать две вещи: 1) Блэр сделал ошибку, втянув нас в войну с Ираком, так как это не помогло уничтожить 'Аль-Каиду'; 2) Блэр прав по поводу того, что нам всем грозит опасность со стороны исламских террористов, которые спровоцировали войну в Ираке и не оставят нас в покое, даже если мы уйдем оттуда. Более того, сторонники 'Аль-Каиды' воодушевлены предполагаемым выводом испанских войск из Ирака и приписывают это успешной атаке на Мадрид.
Не только Великобритания, но и другие европейские страны, а также Соединенные Штаты в буквальном смысле этого слова увязли в бесконечных спорах относительно этих двух утверждений. Последняя неделя была просто чудовищной для Запада или того, что он него осталось. После мимолетных проявлений трогательной солидарности - спонтанных демонстраций в Испании, трехминутного молчания, объявленного по всей Европе - наши стройные ряды дрогнули и снова пришли в полнейшее замешательство. То же самое произошло в первые дни после взрывов в Америке, когда европейцы и американцы никак не могли договориться, как реагировать на террористический акт, устроенный Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden). Нечто похожее происходит сейчас после трагедии в Мадриде.
Многие американские телевизионщики, придерживающиеся правых взглядов, упрекают испанских избирателей в проявлении слабости на последних парламентских выборах, дескать, левые получили большинство, потому что испанцы испугались новых терактов. Это полнейшая глупость. Более трех четвертей испанского электората в свое время выступили за защиту демократии перед лицом угрозы террористических действий. Каждый из граждан Испании был солдатом в войне против терроризма. Что касается парламентских выборов, то здесь испанцы голосовали, руководствуясь своими собственными соображениями.
Исторически сложилось так, что большой процент населения в Испании всегда поддерживает социалистов. Какая-то часть бывшего коммунистического электората в этот раз проголосовала за них по тактическим соображениям. Многие нейтральные избиратели хотели наказать консервативное правительство Хосе Марии Азнара (Jose Maria Aznar) за то, что оно первоначально обвинило в совершении теракта баскскую террористическую организацию 'Eta'. Конечно, надо признать, что многие испанцы обвиняют испанского премьера в том, что, благодаря его поддержке президента Буша и войны в Ираке, Испания попала в поле зрения исламских террористов. Но разговоры о какой-то там 'слабости' граждан Испании - это по меньшей мере клевета.
Что касается намерений испанских избирателей, то результаты выборов вовсе не обязательно являются прямым следствием действий 'Аль-Каиды'. Тем не менее, как любили говорить в свое время марксисты, 'Аль-Каида' одержала объективную победу. Похоже на то, что взрывы в Мадриде достигли именно той цели, которая вскользь упоминалась на одном из сайтов радикальных исламистов несколько месяцев назад - воспользоваться выборами в Испании для того, чтобы выбить ее из 'крестового похода сионистов' на Ирак. Вывод напрашивается сам собой - террор действительно работает и работает хорошо.
Проблемы испанцев лишь усугубились после провальной пресс-конференции нового премьера-социалиста Хосе Луиса Родригеса Запатеро (Jose Luis Rodriguez Zapatero), у которого, судя по всему, в запасе больше длинных фраз, чем реального опыта управления страной. Для него теперь было бы огромной ошибкой отказываться от своих предвыборных обещаний, включая вывод испанского контингента из Ирака, если, конечно, участие ООН не изменит характер оккупации. Однако, та яростность, с которой он критикует англо-американскую политику в Ираке и саму войну, основанную на 'лживых обвинениях', а также неистовость его призывов к Блэру и Бушу подвергнуть себя 'самоосуждению', больше подошла бы для предвыборного митинга до совершения теракта. Такие выступления никак не к лицу политику, готовящемуся встать у руля государства и столкнувшемуся с проблемой международной защиты свободы перед лицом угрозы исламского терроризма. 'Нельзя просто взять и начать бомбить людей', - заявил в одном из своих выступлений господин Запатеро. Бомбы, которые он упоминает, это не то смертоносное оружие, которое 'Аль-Каида' использовала против его народа, а боезапас американских самолетов, сброшенный на Ирак год назад. Как будто это Буш и Блэр заложили бомбу на территории вокзала 'Atocha'.
В результате американцы снова критикуют малодушных европейцев, французы тихо празднуют возврат Испании в 'старую добрую Европу' - короче говоря, все переругались из-за Буша и Ирака вместо того, чтобы единым фронтом встать на защиту свобод и демократии перед лицом реальной угрозы. Повторяя печальный опыт династии Бурбонов, мы ничего не забыли, но и никаких выводов из произошедшего не сделали.
Вот несколько вещей, о которых бы вам следовало сейчас серьезно задуматься. Одним из организаторов взрыва в Мадриде считается некто Джамал Зугам (Jamal Zougam), живший в Испании и находившийся в розыске полиции и служб безопасности по крайней мере трех стран - Испании, Франции и Марокко. Почему опять получилось так, что все эти правоохранительные органы не объединили свои силы и не раскрыли его намерения? Что нужно сделать для улучшения сотрудничества полиции и спецслужб в Европе и Америке? Какие изменения должны мы осуществить? Я, например, считаю, что в обращение должны быть введены единые идентификационные карты, которые люди должны постоянно иметь при себе. И какие ограничения гражданских прав и свобод для нас абсолютно неприемлемы? Ответ: Гуантанамо или любой другой европейский эквивалент.
Как сделать так, чтобы мусульмане чувствовали себя более комфортно в Европе? В настоящее время на территории Европейского союза проживают по крайней мере двенадцать тысяч миллионов мусульман. Подавляющее большинство из них мирные, законопослушные граждане, которых повергают в ужас действия, подобные мадридскому теракту, но небольшой процент из них представляет собой группу безработных озлобленных людей, живущих на грани бедности. Чтобы повстречать их, достаточно провести какое-то время на одной из площадей в пригороде Мадрида, в одном из тех районов, который был домом для Джамала Зугама. Я вспоминаю свой разговор с 20-летним безработным иммигрантом из Марокко, который незаконно попал в Испанию. Он рассказал мне, что, по всей видимости, 'евреи' ответственны за взрыв Торгового цента в Нью-Йорке. При этом он признался, что зарабатывает себе на жизнь совершением мелких преступлений, так как, по его словам, у него нет документов, чтобы устроиться на работу.
Что мы можем сделать для того, чтобы больше мусульман смогли безболезненно влиться в наше сообщество? Твердить их дочерям, что они не могут носить головные платки в школе? Группа радикалов, называющая себя Слугами Аллаха, уже отправила открытое письмо французскому премьер-министру, в котором запрет на ношение головных платков сравнивается с 'объявлением войны всему мусульманскому миру'. И все-таки потакание террористам и отступление перед лицом таких угроз тоже ничем хорошим не обернется.
Существует целая программа реформ для огромной территории Ближнего Востока, начиная с Марокко и заканчивая Ираном. Да, все прекрасно понимают, что начинать нужно с конфликта между Израилем и Палестиной, а не с Ирака. Именно в Палестине 'Аль-Каида' вербует новобранцев для 'священной войны'. К сожалению, на этом направлении ничего не изменится до конца президентских выборов в Соединенных Штатах. Но 5 ноября, когда будет объявлено имя победителя в президентской гонке, европейские лидеры должны заявить в один голос новому американскому лидеру - вот та проблема, которая требует незамедлительного решения, вот, чем нужно на самом деле заниматься.
Спустя год после вторжения в Ирак, многие могут пожалеть о том, что Великобритания дала втянуть себя в военную кампанию. Даже если трезвый анализ еще раз подтвердит, что администрация Буша все равно бы это сделала, мы можем обвинять Тони Блэра в бездумном потакании своему союзнику. Но сделанного не вернешь, и было бы преступно и глупо желать, чтобы программа реконструкции Ирака провалилась. Мы, европейцы, заинтересованы в восстановлении этой страны даже больше, чем сами американцы.
Это всего лишь несколько основных моментов, о которых мы сейчас должны задуматься. Но мы почему-то этого не делаем. Говорят, что, когда 'Титаник' тонул, на его палубе продолжал играть оркестр. К счастью, в европейском корабле пока нет пробоины, на лишь слегка помял айсберг. Вперед смотрящие и экипаж по прежнему начеку, на мостике испанский лейтенант несет вахту рядом со своим английским коллегой, итальянский кок ругается с американским механиком, а французский матрос рассматривает себя в зеркало. А в это время на горизонте уже замаячили новые айсберги.