Предложенная Бушем модель решения проблемы не работает: она не оправдала себя ни в Афганистане, ни в Ираке. И, вполне возможно, что она лишь еще больше усугубляет проблему исламского терроризма. Европейцы, в свою очередь, должны признать, что для нахождения иного, кроме военного, решения ближневосточной проблемы надо действовать сообща.
Действительно ли мы только что стали свидетелями зрелищного триумфа Аль-Каиды в Западной Европе? Поражение на выборах правительства Аснара (Aznar) после совершенных упомянутой террористической организацией взрывов стало наиболее важным событием европейской политики, произошедшим за последние три года. В отношениях между Соединенными Штатами и Европой этот период стал наихудшим за прошедшие пять десятилетий. Потрясшим весь мир и приведшим к поражению правительства Аснара взрывам можно дать два объяснения.
Первый - это заявить, что Аль-Каида сумела нанести по Испании сокрушительный и ошеломляющий удар, означающий для боевиков этой террористической организации экстраординарное достижение. Результатом нанесенного удара стала смена правительства в играющей важную роль европейской стране, повлекшая за собой отклонение от американской политики в мусульманских странах и предстоящий вывод испанских военных из Ирака. Испания стала первой страной в мире, в которой действия Аль-Каиды привели к смене правительства. Многие, и, прежде всего, представители администрации Буша (Bush), могут заявить, что у испанского народа не хватило мужества противостоять террористической угрозе и они выбрали уклонение от борьбы, отказались от своих международных обязательств и отступили перед лицом террора. Кто-то скажет, что подобное решение можно считать серьезной победой террора.
В подобных рассуждениях, действительно, есть определенный смысл. Теперь Аль-Каида и подобные ей организации сочтут, что могут манипулировать значительными сегментами мирового общественного мнения и изменять его посредством применения стратегии терроризма. Может даже сложиться впечатление, что демократические правительства более склонны к изменениям под влиянием террористической угрозы, чем авторитарные государства, где мнение общества не играет никакой роли.
Несомненно, Аль-Каида проинтерпретирует произошедшие изменения именно так, как было описано выше, и почувствует желание попытать счастья и в других государствах. Легко предположить, что такие страны как Италия, Великобритания, Польша или Болгария из-за своей поддержки действий американской администрации на Ближнем Востоке в ближайшем будущем могут стать жертвами схожих нападений. Не только у западных, но и многих других стран мира есть достаточно причин для беспокойства, потому как борьба против терроризма - не только антитеррористическая война Джорджа Буша, но и вопросы, касающиеся безопасности всего международного сообщества - столкнулась с серьезным препятствием.
Тем не менее, существует и другой способ оценить произошедшие события. В первую очередь, Испания является не характерным - хотя и не единственным - примером европейской страны, демократически избранное правительство которой поддержало иракскую войну вопреки мнению большинства своих граждан. Италия, а, в особенности, Великобритания, также попадают под это определение. А потому, можно предположить, что поражение на выборах партии Аснара стало следствием уже давнего недовольства испанцев ее проамериканской политикой. События 11 марта не изменили общественное мнение, а лишь увеличили количество избирателей, проголосовавших против Аснара, потому как испанцы увидели, что проводимая им политика привела именно к тем последствиям, которых они и опасались с самого начала.
Более того, неприятие политики Буша в Ираке и на Ближнем Востоке, вообще, ни в коей степени не означает, что кто-то проявляет свою слабость перед лицом терроризма. Желание остановить волну террора может сосуществовать вместе с отказом от средств, выбранных администрацией Буша для борьбы с этой угрозой. Многие специалисты по ближневосточному региону, в том числе и автор этой статьи, утверждают, что политика Буша была неблагоразумной. Стоит признать, что предпринятые Бушем меры действительно усложнили деятельность Аль-Каиды, хотя и не настолько, чтобы предотвратить теракты в Турции, Саудовской Аравии и, теперь, в Испании. Справедливо, что антитеррористическая кампания Буша способствовала координации международных усилий, направленных на идентификацию, преследование и арест значительного числа террористов. Кроме того, она помогла обнаружению наиболее важных источников финансирования террористической деятельности. Сегодня гораздо труднее, во многих смыслах, быть действующим террористом, чем три года назад.
С другой стороны, методы администрации Буша - ее вера в войну и прочие военные способы борьбы с терроризмом - привели к многочисленным негативным последствиям, особенно на Ближнем Востоке. Мусульмане воспринимают себя и регион своего проживания основной целью, по которой американцы наносят удары в ходе борьбы с терроризмом. Бестолковая политика Соединенных Штатов в отношении многих государств - Пакистана, Турции, Саудовской Аравии и других, не говоря уже о многочисленных государствах Западной Европы - привела к потере расположения этих стран и отказу от поддержания политики США. Тем не менее, главной и самой катастрофичной ошибкой администрации Буша стал отказ от необходимости проанализировать причины ближневосточного терроризма и, в особенности, практическая безграничная поддержка, оказанная США наиболее консервативному и экстремистски настроенному за всю историю существования Израиля правительству этого государства.
Вашингтон способствовал еще большему и крайне опасному усложнению палестинской проблемы, что привело, в свою очередь, к созданию громадной базы из самых молодых мусульман, с ненавистью относящихся к Соединенным Штатам. Каждый день появляются новые добровольцы для ведения войны против США. Безусловно, никто не станет утверждать, что палестинская проблема является единственным источником ближневосточного терроризма и что после ее решения указанная проблема исчезнет. Тем не менее, все признают существование определенного направления для решения палестино-израильского конфликта и необходимо лишь установление руководства, способного предложить обеим сторонам приемлемый выход из сложившейся ситуации. Вполне очевидно, что Израиль и Палестина не в состоянии самостоятельно решить проблему, они лишь превращают весь регион в пороховую бочку, одним из следствий чего становится деятельность Аль-Каиды. Вашингтон полностью утерял доверие ближневосточного региона, и теперь все мусульмане уверены, что американская политика зависит исключительно от нефтяных интересов и Израиля.
При сложившихся обстоятельствах нет ничего удивительного в том, что испанский народ решил отказаться от политики, проводимой правительством Аснара.
Вполне возможно, что трагические события 11 марта не оказали решающего влияния на итоги выборов в Испании, они лишь стали последней каплей, переполнившей чашу терпения. Естественно, что существуют и иные национальные и местные причины, объясняющие результаты голосования. Тем не менее, многие европейцы могут теперь заявить: 'Да, мы категорически против террора, но считаем, что поддержка политики Буша не способствует улучшению ситуации, а лишь ухудшает ее. Мы не согласны с тем, что для борьбы с терроризмом мы должны содействовать политике американской администрации'. Прискорбно, что Аль-Каида может предположить, будто в Испании, после проведенных терактов, она пожинает плоды своей победы. Тем не менее, было бы еще печальнее двигаться по ошибочному пути борьбы с терроризмом, который лишь ухудшает проблему. Борьба против террора будет долгой. И речь идет не о 'войне', и ни в коем случае не о 'военных' способах решения проблемы. Ее нельзя выиграть угрозами и давлением на мусульманские народы, которые и без того уже отчаялись из-за своей слабости и неспособности что-либо изменить в своей жизни и в правящих ими режимах. Нам стоит лишь надеяться на то что: во-первых, европейцы признают необходимость сплочения усилий всего мира, направленных на нахождение плодотворного и мирного решения ближневосточной проблемы, и, во-вторых, предложенная Бушем модель решения проблемы не оправдает себя - ни в Афганистане, ни в Ираке - и приведет только к ее усложнению. Если сделанные здесь замечания можно было бы материализовать, Аль-Каида, в итоге, не смогла бы говорить об одержанной в Испании победе.
Грем Фуллер - бывший представитель разведывательного сообщества США, автор книги 'The future of political Islam'.