Три недели назад Хавьер Солана (Javier Solana) был еще доволен прогрессом в Митровице. Через год проблема расколотого государства может быть решена, надеялся представитель ЕС, курирующий вопросы внешней политики. Двадцать дней спустя, на местном уровне снова началась война народов. Она, возможно, скверный предвестник недобрых событий.
На следующий день после первых столкновений на мосту через реку Ибар, в результате которых погибли люди, были подожжены мечети в Белграде и в Нише, православные церкви в Обиличе и в Призрене. Хулиганы нападали на этнических врагов в сербской столице и в административном центре Косово, жители бежали под натиском националистических банд под вражескими знаменами.
Спустя почти пять лет со времени окончания войны, которую НАТО вела против сербов под лозунгами необходимости соблюдения международных норм, после чего туда была отправлена миссия ООН, не принесшая мира, все приходится начинать сначала. Начинается конфликт, имеющий последствия для региона Косово. Раздел многонационального государства на этнически 'чистые' регионы, якобы стабилизирующий ситуацию, стабильности не принес. Он создал питательную почву для шовинизма, который уничтожил Югославию и разрушил жизнь миллионов людей.
Военное решение проблемы не дало результата, и оно не могло его дать, так как до этого не было серьезно взвешено и, по крайней мере, не было как-то опробировано. Теперь, когда для усиления в боевую зону снова направляются войска, - это не более, чем беспомощная реакция на развитие событий, которое стало неизбежным в силу углубления этнических противоречий. Использование категорий языкового, религиозного и этнического порядка как раз и заставляет людей, которых это касается, оказываться во враждующих между собой лагерях. Считать в каждом отдельном случае врагом кого-то, источником всех бед - это простой выход, ведущий к жестокому беспределу.