Мортон Абрамовиц - старший научный сотрудник "Century Foundation", членом исполнительного комитета "Международной кризисной группы"
Политику на Балканах вновь диктует насилие. Межэтнические столкновения в Косово на этой неделе стали самыми ожесточенными со времен войны 1999 г.; из-за них увеличивается вероятность того, что Косово в конечном счете будет разделено между сербами и албанцами.
Ясно, что Соединенные Штаты и их европейские союзники никогда не прислушиваются к 'сигналам тревоги' на Балканах и в конечном итоге реагируют только на насилие. Они затыкают уши и заявляют, что в этом регионе все идет хорошо. В действительности, уже несколько лет обстановку там никак не назовешь хорошей. Устойчивый мир и прогресс в регионе невозможны без урегулирования косовского вопроса, какой бы трудной ни была эта задача.
Неспособность решить вопрос о косовской государственности создает общую неопределенность на Балканах, усиливает напряженность между албанцами и сербами, препятствует инвестициям и развитию, и вынуждает Сербию обеими руками держаться за прошлое. Усилия, предпринимавшиеся в последние годы Европейским Союзом, в основном способствовали сохранению этого прошлого: он настаивал на сохранении Сербии и Черногории как единого государства, и оставлял для сербов открытой перспективу возвращения Косово. В Соединенных Штатах обе администрации - Клинтона и Буша - следовали в русле линии ЕС.
В самом Косово, зачастую беспомощная ООНовская администрация, следующая указаниям из Нью-Йорка, сопротивляется передаче власти косоварам, которым, при всем отсутствии у них политического опыта, уже до смерти надоело находиться под колониальным управлением. ООН создала слабое правительство и потребовала от него обеспечить решение абсолютно нереальных политических и экономических задач еще до того, как вопрос об окончательном статусе Косово вообще будет обсуждаться. Администрация ООН не сумела привлечь в край сколько-нибудь серьезных инвестиций, так что безработица в Косово остается на уровне примерно 60% - такая ситуация чревата взрывом. Не менее важно и то, что ООНовская администрация, с благословения Совета безопасности, позволила Сербии создать в Косово параллельную администрацию для сербского населения, на практике передав Сербии контроль над значительной частью территории северного Косово, куда албанцы не допускаются, и фактически создав географическую основу для разделения края.
Наконец, администрация ООН, преследуя достойную цель сохранения Косово в качестве многонационального государства, оказывала на косоваров давление, чтобы те поддержали возвращение сербских беженцев, хотя мировое сообщество отказалось четко подтвердить, что Косово станет независимым государством, управляемым албанцами, а не Белградом. На этой неделе идея многонационального государства была выброшена на помойку. Какой теперь смысл сербам возвращаться в любое государство, по сути управляемое албанцами, какие бы гарантии безопасности они ни получили?
Что же касается Сербии, то после прошлогоднего убийства премьер-министра Зорана Джинжича экономические и политические реформы в этой стране в основном замедлились. Страна еще не преодолела рамки криминального общества, созданного Слободаном Милошевичем, и даже не избавилась от социалистических черт, относящихся еще к временам Тито. Она переживает серьезные экономические неурядицы. На декабрьских выборах бедная, не прошедшая реконструкцию Сербия повернулась лицом к националистическим партиям. События последних нескольких дней, скорее всего, приведут к дальнейшему усилению их влияния. В Сербии и Косово сегодня действуют темные силы. И тем не менее, освобождение Сербии от Черногории и Косово необходимо для проведения в стране фундаментальных реформ и преодоления нестабильности на Балканах.
Акты насилия на этой неделе показывают, что политика Запада в Косово провалилась. В ближайшие дни мы увидим, признает ли он это, или, что вероятнее, продолжит болтовню о том, что Косово должно соответствовать совершенно нереальным критериям, или о необходимости и впредь сохранять в крае администрацию ООН. Акты насилия со стороны албанцев, частично, или даже во многом, спланированные заранее, нельзя игнорировать - их следует пресечь. Потребуется ввести в Косово дополнительные войска ООН на неопределенное время, поскольку размещенных там сил явно недостаточно.
Однако насилие вряд ли удастся остановить, пока Запад не перестанет держаться за несостоятельные тезисы о многонациональном Косово, о едином государстве Сербии-Черногории-Косово, и о способности ЕС решить все сложные политические проблемы на Балканах. Для этого Запад должен немедленно сосредоточить внимание на вопросах, связанных с окончательным статусом Косово, пока там не взяли верх экстремисты всех мастей.
Идея о многонациональном Косово, к сожалению, является сегодня абсолютно нереальной, и, возможно, уже созданы все предпосылки для раздела края. Вопросы, связанные с достижением урегулирования, требуют тщательного рассмотрения: не исключено, что они в принципе сведутся к тому, где именно проводить линию разделения, какое решение будет признано международным сообществом, и как следует организовать процесс международных дипломатических переговоров.
Из-за чрезмерной осторожности, невнимания и уклончивости Запада события в Косово вышли из-под контроля, и возникла перспектива вспышки насилия не только в Сербии, но также в Боснии и Македонии. Теперь труднее будет сократить численность западных войск в Боснии и Косово. Урегулирование косовской проблемы стало насущной задачей. Следует четко обозначить путь продвижения вперед.