Члены семьи Гетти во главе с Марком Гетти, внуком знаменитого нефтяного магната-миллиардера Пола Геттии и основателем фирмы 'Гетти Имаджиз', сегодня подадут в Высший суд Лондона и Американскую арбитражную ассоциацию в Нью-Йорке иски на 'Газпром' - российскую газовую монополию, частично находящуюся в собственности государства.
'Я бы предпочел не искать юридического возмещения в судах, - сказал г-н Гетти. - Но как иностранные компании могут действовать в условиях недостаточной прозрачности и в отсутствие четкого графика, дающего международным инвесторам уверенность, что они могут не только вложить деньги, но и забрать их обратно?'
Когда почти четыре года назад семья Гетти решила вложить деньги в российскую нефть, она и не предполагала, что вынуждена будет втянуться в юридические разбирательства с участием крупнейшего мирового производителя газа, для того, чтобы вернуть свои инвестиции. Но дело, начавшееся как простая продажа их собственности в Оренбургской области России, конечным владельцем которой должна была стать Китайская национальная нефтяная корпорация (КННК), превратилось в судебную баталию, охватившую три континента.
В прошлом году 'Магнум Ойл', владелец 'Виктори Ойл' - компании, за которой стоит семья Гетти, решила продать свой пакет (61,8% акций) в 'Стимуле' - нефтегазовом предприятии, организованном совместно с 'Оренбург-Газпромом', областным филиалом 'Газпрома', на аукционе, в котором приняли участие около 10 претендентов, в том числе и сам 'Газпром'.
В конце ноября 'Виктори' и КННК, предложившая за акции от 150 до 200 миллионов долларов, заключили и подписали в Пекине соглашение о продаже. Но сделка не состоялась, и начали возникать вопросы о роли 'Газпрома'.
В свою очередь, российское министерство по антимонопольной политике тянуло с утверждением сделки о продаже 'Стимула' КННК. В прошлом месяце 'Газпром' подал иски против нескольких участников сделки, в том числе 'Виктори' и собственного филиала 'Оренбург-Газпром'.
Помимо рисков, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы, приобретая контроль над стратегическими пакетами акций, эта история демонстрирует и энергичные усилия нового руководства 'Газпрома', назначенного президентом Владимиром Путиным в 2001 г., по возвращению собственности, над которой концерн утратил контроль в 1990х гг. С 2001 г. 'Газпром' вернул под свой контроль ряд пакетов акций и контрактов стратегического значения.
В связи с предстоящими судебными баталиями встает и вопрос о сохраняющейся юридической неопределенности в связи с собственностью, приобретенной в постсоветский период, в условиях, когда государство все активнее пытается 'сдерживать' деятельность частных и иностранных компаний в сырьевом секторе, отдавая предпочтение российским группам, находящимся под контролям государства.
'Газпром' подтвердил, что предпринял юридические действия для восстановления контроля над 'Стимулом', и возвращения себе первоначальный пакет в 51% акций. Сегодня, в результате, как выразились представители концерна, 'манипуляций' в период до 2000 г., его доля снизилась до 38%. 'Газпром' не согласен с первоначальной передачей своим филиалом нефтяной лицензии 'Стимулу', и заявляет, что имеет преимущественное право на покупку акций, что 'Виктори', скорее всего, попытается оспорить.
'Газпром' утверждает, что у него нет принципиальных возражений против участия китайцев, с которыми у него существует хорошее сотрудничество, в оренбургском проекте, но неудача КННК с приобретением 'Стимула' означала бы для китайцев еще одно унижение в ходе их попыток укрепить сотрудничество с Россией.