Диагноз был поставлен правильно, а стратегия оказалась ошибочной. Реальная угроза международного терроризма существует, доказательством чему стали драматичные события 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах и 11 марта 2004 года в Мадриде. После страшных взрывов, организованных Аль-Каидой в Нью-Йорке и Вашингтоне, президент Буш (Bush) развернул международную кампанию по борьбе с терроризмом.
Американский президент мобилизовал огромные военные ресурсы. Напал на Афганистан и сверг правивший в Кабуле режим талибов. Последователи бен Ладена (Bin Laden) оказались рассеяны по горам Афганистана и Пакистана. Несколько месяцев спустя Буш вознамерился напасть на Ирак и свергнуть багдадского диктатора. Для начала войны он нашел предлог, который впоследствии оказался ложным. Он сплотил вокруг себя международный альянс, лидеры которого встретились на Азорских островах, для того чтобы дать сигнал к началу кампании.
Знаменитая азорская фотография станет для Истории иконой ошибочно выбранной стратегии. Аснара (Aznar) прогнали с его президентского кресла за три дня до того, как он сам встал с него. Буш в своей избирательной кампании также не сможет избавиться от призрака войны, которая не закончится хорошо ни для иракцев, ни для американцев, ни для всех их союзников.
Тони Блэру (Tony Blair) до выборов еще далеко, но его престиж уже поколебался, потому как многие британцы не разделяют энтузиазма своего премьера по вопросу освобождения Ирака. Более сотни лейбористов проголосовало против премьер-министра. Двое членов кабинета министров добровольно подали в отставку в знак протеста против британского участия в войне. Когда весной 2005 года в Великобритании будут проходить выборы, вполне возможно, что Ирак по-прежнему будет находиться в центре политических дебатов страны.
Диагноз угрозы терроризма исламистского толка был поставлен верно. Ошибочной оказалась сама стратегия. Буш попытался создать альянс, вопреки мнению существующих международных организаций. Он пренебрег решением ООН и не сумел заручиться поддержкой России, Китая, Франции и Германии. В сопровождении Великобритании и Испании он взгромоздился на повозку унилатерализма, на которую кроме них забралось еще несколько стран, не играющих на международной арене никакой существенной роли.
Были нарушены самые элементарные нормы международного права, а в качестве основного инструмента для борьбы с терроризмом была избрана сила. Если в мире и есть какая-либо сила, то это сила американская. И это совершенно очевидно. Но одной силы недостаточно. Победа над терроризмом, равно как и борьба с нищетой и безграмотностью не достигается использованием одной лишь силы.
Подобная стратегия не привела к желаемому результату. И вряд ли приведет. Причин терроризма множество и как показали проведенные в Мадриде взрывы, он распространился на общества многих западных стран.
Необходим максимум информации, полученной при сотрудничестве разведывательных служб всех стран. Необходим анализ причин терроризма и пересмотр альянсов - Запада вообще и Соединенных Штатов в особенности - со странами, ставшими рассадником террористов. Показательным примером в этом смысле может служить Саудовская Аравия.
Угроза терроризма крайне серьезна. И ее решение нельзя оставлять в руках Пентагона. Необходимо вернуться к реалистичной международной политике. У Соединенных Штатов существует блестящая дипломатическая школа. Пригодится и опыт, накопленный европейскими странами в результате совместной работы. После того как Родригес Сапатеро (Rodriguez Zapatero) объявил о намерении вывести испанские войска из Ирака - крайне малочисленные в сравнении с общим военным контингентом, присутствующим в стране - президент Буш сильно обеспокоен хрупкостью военного альянса. Но возможен и другой альянс. Однако не альянс силы, которая необходима, а альянс разума, истинных идеалов, международного права и сопричастности.
По словам одного из крупнейших аналитиков администрации Буша Роберта Кагана (Robert Kagan), мультилатерализм - это слабость, а унилатерализм - сила и безопасность. Слабым не нужна война, потому что они не могут вести ее. А сильные вступают в войну, потому как они - хранители мирового порядка.
Произошедшие в Мадриде события наглядно показали, что, применяя силу, мы лишь становимся более уязвимыми. Необходимо сотрудничество разведслужб и поддержка всего западного мира. Опасность не исчезнет. Мы лишь сможем бороться с ней с большей эффективностью.