21 марта 2004 года. Русские идут! Не так давно это было главной темой разговоров в винных барах Челси (Chelsea - район Лондона - прим. пер.), но наверняка не Порт-Тэлбота (Port Talbot - город в английском графстве Южный Уэльс (South Wales) - прим. пер.). В этом промышленном городе находится один из последних остающихся в Великобритании сталелитейных заводов. Четырнадцать процентов этого завода, являющегося частью концерна "Corus", сегодня принадлежат российским бизнесменам. Футбольный клуб "Chelsea" приветствовал нового владельца Романа Абрамовича как своего спасителя. И вот теперь "Corus" может назвать Алишера Усманова и Олега Дерипаску своими влиятельными российскими покровителями.
Но вы можете извинить рабочих Порт-Тэлбота за то, что они в их честь не выстроились в ряд, держа в руках меховые шапки в советском стиле, как футбольные фанаты на Стэмфорд-бридж (Stamford Bridge) в Челси. Они мало что знают о г-не Усманове, который владеет 11% акций их завода. Когда их профсоюз, ISTC (Iron and Steel Trades Confederation - Конфедерация рабочих металлургической промышленности - прим. пер.), в прошлом году проводил брифинг для инвесторов, г-н Усманов прислал вместо себя своего иранского представителя.
Никто точно не знает, почему российские бизнесмены покупают акции концерна "Corus". Этот концерн, в котором в Великобритании работают около 25000 человек, теряет еще больше денег, чем оказавшийся в стесненных обстоятельствах английский футбольный клуб. В четверг "Corus" объявил, что в этом году потерял 208 млн. английских фунтов стерлингов.
Г-н Усманов, второй крупнейший акционер компании, настаивает, что его намерения благородны. Но почему "Corus" так торопиться запрыгнуть в постель к россиянам? И что надеется от этого выиграть г-н Усманов?
Филипп Варэн (Philippe Varin), французский генеральный исполнительный директор концерна "Corus", вступивший в эту должность в мае, является реалистом. С тех пор, как в 1999 году старая английская компания "British Steel" слилась с голландской компанией "Hoogovens", чтобы образовать концерн "Corus", эта группа потеряла более 2 млрд. английских фунтов стерлингов. Мотивом для слияния в 1999 году было желание достичь экономии в связи с ростом масштабов производства, однако эта группа все еще выглядит слишком маленькой в сравнении с себе подобными. Рыночная капитализация концерна "Corus" оценивается в 1,7 млрд. английских фунтов стерлингов; ее ближайший конкурент в Европе, компания "Arcelor" со штаб-квартирой в Люксембурге, оценивается в 7,2 млрд. английских фунтов стерлингов. В отрасли, где экономия в связи с ростом масштабов производства имеет большое значение, а иностранные конкуренты могут подорвать позиции концерна по причине его более высоких затрат на рабочую силу и сырье, г-ну Варэну известно, что концерну "Corus" непозволительно стоять на месте и рассчитывать на выживание.
На вопрос, будет ли эта группа жить через 5 лет, г-н Варэн смеется, но признает: "Это законный вопрос. В сталелитейном бизнесе продолжается процесс консолидации. Здесь главное - восстановить прибыльность, но, если есть конкуренты, нам приходится на них оглядываться".
Пока "Corus" все еще теряет деньги, он не может себе позволить быть особенно капризным в выборе партнеров. Г-н Усманов имеет паи общей стоимостью около 700 млн. английских фунтов стерлингов в трех крупнейших шахтах России. Он их унаследовал, когда они отпочковались от контролируемой государством газовой монополии "Газпром" в ходе одной из множества темных реструктуризаций в России в 90-е годы прошлого столетия. Сегодня он контролирует также финансовую компанию "Газпрома", холдинг "Газпроминвест", который, как говорят, является весьма прибыльным. Один аналитик говорит: "Он в России пользуется репутацией крутого бизнесмена, который силой добивается своего".
С мая г-н Усманов увеличивает свою долю акций "Corus", действуя через зарегистрированную на о. Кипр холдинговую компанию "Gallagher". Как выяснилось на прошлой неделе, его деловой партнер г-н Дерипаска купил до 3% акций концерна. Г-н Дерипаска стоит более 1 млрд. английских фунтов стерлингов и контролирует вторую по величине в России алюминиевую компанию "Русал". Он пережил покушение на свою жизнь во время так называемых "алюминиевых войн", когда была консолидирована российская металлургическая отрасль.
Бывший деловой партнер г-на Абрамовича, он является страстным поклонником футбольной команды "Chelsea" и имеет дом в Лондоне. Но его намерения относительно "Corus", как и намерения г-на Усманова, не до конца понятны.
Г-н Усманов добивается места в правлении "Corus", что, по словам его инвестиционного советника Евгения Морозова, позволило бы ему "лучше понимать 'Corus' и получать более своевременную информацию о стратегии компании". Близкие к г-ну Усманову источники говорят, что он намерен войти в правление на ежегодном собрании акционеров в следующем месяце.
Но г-н Морозов настаивает: "Он не собирается давить на руководство и силой пробиваться в правление. Он станет членом правления 'Corus' лишь в том случае, если это место будет ему предложено".
Однако российские аналитики смеются над предположением, что он станет покорно дожидаться, пока его пригласят. Г-н Усманов приобрел свое нынешнее положение вовсе не благодаря тому, что проявлял вежливость, говорят они.
Эти двое российских бизнесменов утверждают, что не действуют в сговоре. Давид Геованис (David Geovanis), исполнительный директор инвестиционной компании г-на Дерипаски "Basic Element", говорит: У нас нет никакого соглашения, и мы не действуем заодно с г-ном Усмановым".
А г-н Морозов заявляет: "Г-ну Усманову известно, что г-н Дерипаска купил определенную долю акций, но это было сделано без всякой координации с ним".
Однако эти двое, хотя их никак нельзя назвать друзьями, являются деловыми партнерами, которые сделали свои миллионы в темном мире российской металлургической промышленности. У обоих есть крупные паи в "Nosta Steel". Показательно, что г-н Дерипаска заявляет, что поддержит г-на Усманова в его стремлении занять кресло в правлении "Corus". "Мы бы его поддержали. Г-н Усманов - успешный инвестор в металлургическую отрасль", - говорит г-н Геованис.
Их интерес базируется на деловой основе. В пятницу при закрытии биржи цена акции "Corus" составляла 38, 25 английского фунта стерлингов, в сравнении с 17 фунтами, когда г-н Усманов впервые начал скупать акции этого концерна. Однако, в отличие от г-на Дерипаски, ему было бы трудно продать столь большой пай, не вызвав волнений по поводу цены акций. Это заставляет предположить, что г-н Усманов не собирается быстро расстаться с ними.
Одним из побудительных мотивов является то, что "Nosta" выпускает так называемую "листовую сталь", полуфабрикат, используемый производителями высокосортной стали вроде концерна "Corus". Г-н Усманов очень заинтересован в том, чтобы концерн "Corus" покупал сырье у компании "Nosta". Г-н Морозов говорит: "В интересах 'Corus' разнообразить свои источники сырья. Если концерн обратит свои взоры на Россию, мы будем рады помочь".
Максим Матвеев, аналитик российского "Альфа Банка", говорит, что г-н Усманов, вполне вероятно, хочет инвестировать деньги за пределами России до того, как российский президент Владимир Путин начнет свою давно ожидаемую кампанию против широкого использования в металлургической отрасли офшорных компаний для уклонения от налогов. Стефен о'Салливэн (Stephen O'Sullivan), глава аналитического отдела российской брокерской корпорации "Объединенная финансовая группа", с этим согласен, но говорит, что едва ли концерну "Corus" будет сделано предложение о покупке контрольного пакета акций. "В последнее время среди российских бизнесменов отмечается тенденция разнообразить свои состояния, приобретая акции зарубежных предприятий. Но, если вы являетесь олигархом с хорошими связями, то можете получать куда более высокие прибыли, чем в Великобритании. Я полагаю, что г-н Усманов и г-н Дерипаска просто разнообразят свои авуары, вместо того чтобы совсем уйти из России, подготовив покупку такого предприятия, как 'Corus'".
Как бы там ни было, г-н Варэн полон решимости продолжить осуществление плана экономического возрождения "Corus". Он рассчитывает к 2006 году выйти на уровень прибыли 600 млн. английских фунтов стерлингов. Европейский алюминиевый бизнес, стоящий около 450 млн. английских фунтов стерлингов, снова предлагается к продаже, и прибыль важна для расплаты с долгами, общая сумма которых составляет 1 млрд. английских фунтов стерлингов. Предшественник г-на Варэна, Тони Педдлер (Tony Pedder), в прошлом году подал в отставку, после того как предложенный им план продажи бизнеса французскому конкуренту "Pechiney" был заблокирован голландским консультативным советом. На этот раз все выглядит так, что голландцы дадут свое согласие на продажу. В этой сделке заинтересованы такие частные инвестиционные группы, как CVC (Columbia Ventures Corporation - международная инвестиционная компания в области производства и переработки алюминия - прим. пер.) и "Blackstone" (американская финансовая инвестиционная компания - прим. пер.); они планируют создать новую европейскую металлургическую компанию, объединив ее с прокатными заводами во Франции и в Германии, которые в этом году выставлены на продажу канадским металлургическим гигантом "Alcan".
Концерну "Corus" помогает также недавнее повышение цены на сталь вследствие огромных потребностей в ней Китая и нехватки альтернативных производителей. Филип Томлинсон (Philip Tomlinson), глава отдела анализа сталелитейной промышленности в консультативной фирме CRU, говорит: "Оптимисты в этой отрасли рассчитывают, что высокие цены сохранятся еще лет шесть". А если вдруг оптимисты окажутся неправыми, то всегда найдутся русские.