Хабаровск, Россия. 23 марта 2004 года. Вспомнив о том, что Квебек (Quebec - провинция Канады - прим. пер.) питает электроэнергией Нью-Йорк, а Парагвай - Сан-Паулу (San Paulo - город в Бразилии - прим. пер.), Виктор Минаков легонько ткнул своей ручкой в карту российского Дальнего Востока и нарисовал картину того, как эта земля с изрезанным ландшафтом помогает электроэнергией Китаю, этой фабрике 21-го века для всего мира.
Поскольку отключения электричества угрожают китайскому промышленному росту, Китай все больше обращает свой взор на север, примерно в том же духе, что и менеджеры американской компании по производству электроэнергии, которые в 1960-е годы первым делом обратили свой взор на Канаду. Приграничные районы российского Дальнего Востока, гористого региона с примерно такой же плотностью населения, что и в американском штате Мэн (Maine), потребляют всего 3% вырабатываемой электроэнергии.
После принятия новых российских законов, которые разрешают иностранцам инвестировать в производство электроэнергии, посланцы из Хабаровска не так давно побывали в Пекине с предложениями финансировать строительство плотин.
"В Китае многие влиятельные отрасли промышленности в этом году намерены лоббировать за импорт электроэнергии из России", - предсказал г-н Минаков, генеральный директор ОАО "Востокэнерго", дочерней компании по экспорту дальневосточной электроэнергии российской электрической монополии РАО "ЕЭС России". "Тридцать процентов заводов и фабрик, на которых мы побывали, стояли из-за отсутствия электроэнергии, - рассказал он о своей поездке по приграничным провинциям Китая в январе. - Они говорят, что им нужны один-два миллиарда киловатт-часов ежегодно - и что они готовы покупать их уже сейчас".
Китайские органы планирования в прошлом году предсказали ежегодный рост потребления электроэнергии в размере 5%, но фактическое увеличение составило 15%. Ожидается, что к 2010 году Северо-Восточный Китай истощит существующие мощности по производству электроэнергии. (Точно так же, потребление нефти в Китае с 1980 года утроилось, тогда как ее добыча остается на прежнем уровне.)
"Мы ожидаем в этом году увеличения продаж нашей электроэнергии Китаю в 4 раза, - сказал г-н Минаков, прогнозируя поставки 600 млн. кВт-ч по небольшой линии электропередачи, связывающей российский Благовещенск с китайским Хейхе (Heihe).
Изучая висящую на стене его кабинета карту Северо-Восточной Азии, он указал на четыре другие точки, где проходят высоковольтные линии электропередачи, по которым можно подавать электроэнергию из российского Дальнего Востока (население 7 млн. человек) в Северо-Восточный Китай (население 100 млн. человек). Еще один проект предусматривает строительство линии электропередачи через Северную Корею в Южную Корею, этот анклав высоких цен на электроэнергию, который стал бы настоящим экономическим призом для "Востокэнерго".
Если инвестиции станут поступать в соответствии с планами, сказал он, его компания могла бы к 2010 году экспортировать в Китай и в обе Кореи в совокупности 7 млрд. кВт-ч в год. По данным Института энергетической экономики Японии (Institute of Energy Economics), 7 млрд. кВт-ч обеспечили бы потребности Пекина в электроэнергии в течение примерно 58 суток.
В долгосрочном плане этот регион мог бы экспортировать своим соседям в Северо-Восточной Азии 50 млрд. кВт-ч, вдвое больше того, что экспортирует Россия сегодня, предсказал Александр Огнев, помощник г-на Минакова, который в последние месяцы ездил в Японию, Китай и Канаду с предложениями о выставлении на продажу электроэнергии "Востокэнерго".
Компания планирует к нынешней осени закончить сооружение 1000-мильной (1 сухопутная миля = 1,609 км) 500-киловольтной линии электропередачи от недавно пущенной в эксплуатацию Бурятской гидроэлектростанции до Владивостока, что стоит на побережье Японского моря.
Эта линия электропередачи, спланированная с расчетом на подачу в будущем электроэнергии в Южную Корею, имеет самые высокие в России 625-футовые (1 фут = 0,30479 м) опоры, а длина каждого из двух пролетов, переброшенных через реку Амур, составляет 1 милю.
Для того чтобы достичь Южной Кореи с ее высокими ценами на электроэнергию, приходится вести линию электропередачи через Северную Корею. Аналитики рассматривают эту линию как часть более широкой международной инициативы, которая позволила бы поставлять электроэнергию в Северную Корею в обмен на согласие Пхеньяна поставить свою ядерную программу под международный контроль.
С тем чтобы дотянуться до Японии, этого богатейшего рынка Северо-Восточной Азии, "Востокэнерго" предложила проложить подводные кабели от работающей на природном газе электростанции на о. Сахалин к крупным японским городам. Но поскольку уровень потребления электроэнергии на душу населения в Японии в 10 раз выше, чем в Северном Китае, наибольший рост потребностей будет происходить в Китае, где цены на электроэнергию примерно такие же, как в России.
Серьезным препятствием для всех проектов является финансирование. У "Востокэнерго" мало денег для инвестирования, а прецедентов иностранных компаний, инвестирующих в российское производство электроэнергии, не так много.
"Россия и пальцем не пошевельнет, чтобы направить на юг хотя бы киловатт, если кто-нибудь это не профинансирует, - сказал Питер Хейес (Peter Hayes), директор Института Наутилуса по безопасности и устойчивому развитию (Nautilus Institute for Security and Sustainability), калифорнийской неправительственной исследовательской группы, которая специализируется на проблемах энергетики Северо-Восточной Азии. - Имеется значительный избыток гидроресурсов для производства электроэнергии, но в данный момент нет никакого финансирования. Пока это все в концептуальной стадии".
Многонациональные компании прельстили сахалинская нефть и природный газ, и в прошлом году они начали осуществление программы инвестирования 1 млрд. долл. США в течение предстоящего десятилетия. Это способствовало увеличению инвестиций в России в прошлом году на 50%, до 29,7 млрд. долл. США. Аналитики энергетических проблем прогнозируют, что потенциальные возможности российского Дальнего Востока по производству гидроэлектроэнергии в сочетании с грозящей Китаю нехваткой электроэнергии привлекут иностранный капитал.
По сведениям российского экономиста-энергетика Владимира Иванова, который в данное время работает в Японии, "имеются, по меньшей мере, 10 проектов производства гидроэлектроэнергии, которые практически осуществимы и экономически обоснованы".
"Потенциал существует, - сказал он, - но для его реализации нужны долговременные контракты и отношения".
Хотя российские официальные лица в своих публичных заявлениях не увязывают между собой два энергетических проекта, поставки электроэнергии в Китай могли бы уменьшить недовольство Китая, если Россия решит строить нефтепровод, по которому сибирская нефть вместо Китая потечет к российскому терминалу на Японском море.
В интервью по телефону по вопросу экспорта электроэнергии из России Даоцзинь Жа (Daojiong Zha), директор Центра международной энергетической безопасности при Университете Ренмин в Пекине (Center for International Energy Security at Renmin University in Beijing), сказал: "Потенциал хороший, его явно нужно продвигать, но нам нужно, чтобы кто-то указал нам путь".
Хе Ксин (He Xin), инженер Государственной корпорации электрических сетей Китая (State Grid Corporation of China), в августе прошлого года написал в одной газете статью, в которой говорится: "Для того чтобы удовлетворить энергетические потребности Северного Китая, электроэнергию или природный газ можно прямо транспортировать из электростанций и месторождений российского Дальнего Востока в центры нагрузки в Северном Китае, если цена на энергоносители будет конкурентоспособной, а инвестиции будут возможными и ценными".
Необходимо разобраться с вопросами цен, надежности поставок и технических стандартов, сказал д-р Хейес из Института Наутилуса, который в последние годы провел четыре семинара по вопросу создания сети линий электропередачи в Северо-Восточной Азии, одном из самых зависимых от импортируемой энергии регионов мира.
"Эти системы требуют центров управления, работающих в реальном масштабе времени", - сказал по телефону д-р Хейес, вспоминая об отключении электроэнергии в восьми штатах США и в Канаде в августе прошлого года.
Ссылаясь на то, что не далее как 35 лет назад здесь происходили пограничные столкновения между Россией и Китаем, он добавил: "В инженерной системе нужно создать такое доверие, которое позволяет вам мгновенно реагировать на поставки и потребности".
Лидеры пока не оперившегося российского движения за чистоту окружающей среды доказывают, что плотины уже привели к затоплению тысяч акров (1 акр = 0,404686 га) лесных угодий, почти не принеся выгод жителям российского Дальнего Востока. Бурейская гидроэлектростанция, крупнейший региональный проект, затопила 270 кв. миль (1 английская кв. миля = 2,589 кв. км) лесных угодий, но не привела к снижению местных цен на электроэнергию. Многие из жителей, проживающих неподалеку от плотины, по-прежнему готовят пищу на дровах.
"Мы не против всяких плотин - некоторые плотины средних размеров можно строить в ущельях, но не в низинных местностях, - сказал Юрий Дарман, руководитель российской группы защитников окружающей среды WWF. - Выгоды должны доставаться местной экономике, а не остальному миру".
Быть может, сознавая, что строительство плотин на русских реках для снабжения электроэнергией китайских заводов и фабрик не принесет ему дополнительных голосов избирателей, президент России Владимир Путин, находясь с визитом в Хабаровске за 2 недели до выборов 14 марта, высказался в пользу использования вырабатываемой на месте электроэнергии для развития региона.
"Следует найти потребителей для тех энергетических мощностей, которые будут здесь построены, - сказал он репортерам. - Именно этим должно озаботиться Министерство экономического развития и торговли, вместо того чтобы думать о том, чтобы транспортировать природные ресурсы на экспорт".
Однако за несколько недель до визита президента Константин Пуликовский, его специальный представитель на российском Дальнем Востоке, посетил Пекин, где беседовал с китайскими бизнесменами по вопросу инвестиций с целью увеличения числа турбин на Бурейской гидроэлектростанции.
Г-н Минаков тем временем занимается предложением российского потенциала по производству гидроэлектроэнергии у порога Китая любым иностранным инвесторам - китайцам, японцам, европейцам или американцам. Он сказал: "Если найдется заинтересованная компания, мы готовы к сотрудничеству".