Осуществленное израильскими военными убийство основателя и духовного лидера движения ХАМАС шейха Ахмеда Ясина (Ahmed Yassin) является частью усилий, предпринимаемых премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном (Ariel Sharon) для радикального изменения палестино-израильского конфликта - и эта инициатива выглядит настолько же бездумной, насколько она является смелой. Г-н Шарон намеревается закончить длившийся десяток лет "мирный процесс", который заключался в переговорах между Израилем и Палестиной по поводу постоянных поселений, и вместо этого принять "долгосрочное временное" решение, в рамках которого Израиль отступит за укрепленную границу, проведенную по его выбору. Это потребует эвакуации израильтян с большей части Сектора Газа, и г-н Шарон недавно уже столкнулся с возражениями, в которых утверждается, что вывод поселений позволит движению ХАМАС заявить, что именно осуществленные смертниками взрывы вынудили Израиль уйти. Убийством шейха Ясина г-н Шарон вероятно, надеялся нейтрализовать эти проблемы, уничтожив одновременно одного из самых непримиримых врагов Израиля.
Шейх Ясин, несмотря на то, что он был практически слеп и прикован к инвалидному креслу, справедливо может считаться ответственным за кампанию террора, которая за 31 с половиной год унесла жизни 377 израильтян и в которой более 2000 человек были ранены. Однако даже в краткосрочной перспективе - которой обычно руководствуется г-н Шарон при принятии решений - удар по нему был рискованной акцией. За волной ярости, которая поднялась среди палестинцев, непременно последуют титанические усилия ХАМАСа и других группировок, направленные на убийство израильтян, и, как следует из опыта истории, некоторым смертникам удастся осуществить свои взрывы. Египет и другие арабские государства могут отказаться от усилий по созданию палестинских сил безопасности и подавлению террористических групп, по крайней мере, в обозримом будущем. ХАМАС в итоге может усилить свои позиции в Газе, где шейха Ясина теперь будут называть мучеником.
В более долгосрочной перспективе убийство может вызвать еще большие проблемы. Это, конечно, правда, что шейх Ясин, как и Усама бен Ладен (Osama bin Laden), осуществлял руководство террористической организацией, однако в отличие от "Аль-Каиды" ХАМАС также является религиозным и социальным движением, к которому лояльно относится значительная часть палестинского общества. Частично решение палестино-израильского конфликта может заключаться в том, что необходимо побудить фундаменталистское мусульманское движение добиваться своих целей мирными средствами, как это делают подобные группы в Египте и Иордании. Некоторые израильтяне считают, что шейх Ясин понемногу двигался в этом направлении; недавно он говорил о заключении долгосрочного перемирия с Израилем, если тот уйдет с Западного Берега и из Газы. Смерть шейха Ясина от рук израильтян с большой вероятностью не будет способствовать умеренности его последователей.
Г-н Шарон может не обращать внимания на эти рассуждения, так как он отказался от ведения переговоров с палестинцами; вместо этого он ведет интенсивные секретные переговоры с администрацией Буша (Bush). Он настаивает на активных действиях, и он спешит. Он надеется на то, что президент Буш одобрит его план, и что Соединенные Штаты согласятся с фактической аннексией значительных территорий Западного Берега и окружением Иерусалима. Американская администрация, скептически настроенная вначале, была привлечена перспективой вывода тысяч еврейских поселенцев из Сектора Газа и с некоторых территорий Западного Берега; политика США формируется сейчас на основе инициативы г-на Шарона. Однако вчерашнее событие может заставить администрацию сделать паузу. Советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) не осудила убийство, однако она сказала, что г-н Шарон не проинформировал Белый дом заранее о готовящемся событии. Если г-н Буш согласится решать палестино-израильский конфликт с таким партнером, то он может ожидать от него и других сюрпризов.