Солт-Лейк-Сити, 24 марта 2004 года. В предстоящие семь с небольшим месяцев дебаты по вопросам внешней политики между кандидатами в президенты Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и Джоном Керри (John Kerry) станут фокусироваться на таких проблемных странах, как Ирак, Иран и Северная Корея. Эти страны важны: Ирак - потому что он является ключом к демократическим реформам в арабском мире; Иран и Северная Корея - по причине своих неясных ядерных притязаний.
Однако события последних дней, а именно выборы в России и на Тайване, заставляют предположить, что, как только следующий американский президент вступит в должность, Россия и Китай выйдут на первое место среди его самых серьезных внешнеполитических проблем. Вкупе с Японией они входят в число самых важных стран, с которыми должен иметь дело американский президент. Но, в то время как Япония является сильной демократической страной со стабильной экономикой, в России и в Китае с их бурно растущей экономикой (в 2003 году темпы роста составили: в России - 6,8%, в Китае - 9,1%) несерьезное отношение к демократии внушает озабоченность.
Возьмем для начала Россию. Четырнадцатого марта Владимир Путин, как и ожидалось, был переизбран в президенты подавляющим большинством голосов (71%). Подсчет голосов подтвердил его популярность как твердого лидера, но в принципе это были скачки с участием одной лошади. Это потому, что г-н Путин, в прошлом офицер Комитета государственной безопасности, стреножил других лошадей, монополизировав в собственных интересах средства массовой информации и правительственные ресурсы. Его победа, по сути, привела к централизации власти в его руках.
Несмотря на обязательные по дипломатическому протоколу поздравления президента Буша-младшего, и государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell), и советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) подвергли критике недемократические аспекты избирательной кампании. Международные наблюдатели на выборах также выразили свою озабоченность в этой связи, заявив, что предвзятое освещение в новостных программах и фаворитизм ответственных за выборы чиновников "отражают отсутствие демократической культуры, подотчетности и ответственности".
В прошлом месяце Европейский Союз опубликовал доклад о своей политике, где делается ссылка на российскую практику, "которая идет вразрез с общемировыми и европейскими ценностями".
Вопрос сегодня в том, дошел ли маятник автократического правления Путина до крайней точки, или же он, укрепив свои политические позиции, попытается осуществить некоторые из реформ, которые хотелось бы видеть его международным критикам.
Это создает проблемы для того, кто в ноябре будет избран президентом США. Путин помог Бушу-младшему, поддержав его инициативу относительно создания в Средней Азии военных баз для борьбы с терроризмом, а также согласившись на обмен разведывательной информацией. Россияне также пошли на сотрудничество в вопросе реструктуризации долга Ирака.
Возможно, исходя из принципа "Ты - мне, я - тебе", Буш-младший приглушил свою критику президента России за Чечню, где россиян обвиняют в зверствах. Но напряженность в отношениях, скорее всего, возрастет в момент, когда Запад примет в свое лоно бывших сателлитов Советского Союза, а США и их союзники по НАТО передислоцируют свои войска ближе к границам России.
С учетом складывающейся обстановки будущему президенту США придется тонко уравновешивать свои уступки союзнику, чья поддержка необходима ему для решения ряда международных проблем, со своим давлением, которое обусловлено осуждением противоречащих американским принципам действий и нарушений прав человека.
Теперь что касается Китая. Состоявшиеся на прошлой неделе на Тайване выборы мало чем способствовали снижению напряженности между континентальным Китаем и Тайванем, которая имеет важные последствия для США.
Президент Тайваня Чен Шуйбян (Chen Shui-bian) был переизбран незначительным большинством голосов, однако результаты этих выборов оспариваются. Г-ну Чену не повезло с референдумом относительно усиления военного могущества Тайваня, в котором не приняли участия нужные 50% избирателей.
Пекин усматривал в этом референдуме попытку подкрепить движение за провозглашение независимости Тайваня. Но Пекин, который утверждает, что Тайвань является частью Китая, явно не одобряет Чена, видя в нем сторонника независимости.
Это ставит США в щекотливое положение. Как и в случае с Россией, Китай оказывает администрации Буша-младшего поддержку, взяв на себя ведущую роль в шестисторонних переговорах с Северной Кореей, которые имеют целью нейтрализацию программы Пхеньяна по разработке ядерного оружия. Это одна из главных задач США.
Возможно, исходя из принципа "Ты - мне, я - тебе", китайцы пытаются использовать влияние США для того, чтобы задавить разговоры о независимости на Тайване, и Буш-младший действительно пытался охладить пыл Чена в этом отношении.
Но будущий президент США, хотя он возможно и попытается достичь взаимопонимания с Китаем, будет вынужден проявлять твердость в вопросе обеспечения Тайваню защиты в случае, если Китай начнет карательную военную акцию против этого островного государства, где нашли прибежище китайцы, бежавшие от коммунизма. Это вынудит следующего президента США к столь же тонкому балансированию, как и в отношениях с Россией.