Адмирал Куроедов скоро завершит свою неизвестно насколько славную карьеру. Атомный ракетный крейсер 'Петр Великий' отбуксирован в порт Мурманск, потому что он стал более опасен для себя самого и для 700 членов своего экипажа , чем для своего 'противника', который впрочем, теперь не известен, но который есть по определению.
Представляется, что проблемой крейсера является его техническое состояние в традициях 'потемкинских деревень', когда князь Потемкин демонстрировал свои успехи Екатерине Второй, разукрашивая фасады, чтобы скрыть трущобы. По всей видимости, по этому 'ярко раскрашенному' пути проследовал и Владимир Путин в сопровождении адмиралов, в то время как на нижних палубах и в моторных (атомных) отсеках все могло развалиться в любой момент. Именно так и заявил Куроедов, что в любой момент все может взорваться.
Но, возможно, все обстояло не совсем так. И, возможно, с самым большим в мире атомным крейсером все в порядке, а Куроедов хотел больше денег для флота. И решил, что небольшой скандальчик - единственный способ получить их о президента. Этот скандальчик, впрочем, вряд ли благоприятно скажется на продажах российского вооружения за границу, идущих, в отличие от крейсера, на всех парусах.
Только что заключена сделка о продаже Индии другой жемчужины советского флота, авианосца 'Адмирал Горшков', который был последним стратегическим проектом Москвы на мировых океанах перед тем, как к власти пришел Горбачев, и в Кремле отказались от политики авианосцев.
Сделка оценивается в 1,5 миллиардов долларов, которые впрочем, не пойдут на улучшение жизни простых российских граждан. Скорее всего, они будут использованы для финансирования модернизации других вооружений. Получается странный парадокс. Состояние российских вооруженных сил представляется весьма низким. Потому что нет достаточных средств для их модернизации. И что придумал Владимир Путин? Продавать военные технологии, чтобы иметь возможность покупать для своих вооруженных сил военные технологии, которые продают другие.
Взять хотя бы известия, поученные из индийских источников о том, что Москва готова продать Нью-Дели две атомные подводные лодки. Сколько готово заплатить индийское правительство пока не известно. Но аппетит большой, так как эта сделка позволила бы Индии, имеющей теперь ядерное оружие, и соответствующие носители, получить статус 'почти' могущественной державы, как минимум регионального значения.
Более того, Москва в состоянии производить ядерные (в том смысле, что они могут нести атомные бомбы) бомбардировщики типа ТУ -22М3 среднего и дальнего действия. Россия не может их себе позволить, так как они очень дороги, но хочет их продавать. Китайцы и индийцы проявляют к ним большой интерес, в то время как пакистанцы очень озабочены. Но самым важным представляется тот факт, что Россия может производить высокие военные технологии, не имея возможности снабжать ими собственные вооруженные силы.
Взять хотя бы историю со знаменитым Миг-29, истребителем столь высокотехнологичным, что, по мнению российских экспертов, он может соперничать с лучшими американскими аналогами. Во всем, включая цену. Но, несмотря на относительно низкую цену, Генштаб отказался от истребителя, так он слишком дорог при невысоких дотациях, выделенных на все виды вооружения.
В этих условиях амбициозные стратегии Владимира Путина не могут простираться слишком далеко. Но стоит подумать о другом. Этой чередой военных поставок Москва стремится продемонстрировать, что она остается технологической супердержавой. Расхлябанной, как продемонстрировал адмирал Куроедов, но, несмотря на это, способной производить разнообразные и современнейшие военные продукты от истребителей до стратегических бомбардировщиков и межконтинентальных ракет.
Необходимо задаться вопросом, как изменится положение вещей, когда Кремль сможет получить необходимые средства для улучшения своей собственной авиации и флота.