Американский миллиардер Джордж Сорос ведет активную кампанию против политики администрации Джорджа Буша. Его последняя книга "За Америку без Буша", которая недавно была опубликована во Франции, является памфлетом против внешней политики американского президента.
Ле Фигаро: Вы закончили Вашу книгу в октябре 2003 года. С того момента Ваше мнение изменилось?
Джордж Сорос: Моя точка зрения осталась прежней. То, что я предсказывал, сбылось. Я имею в виду Ирак. Меня порадовал тот факт, что Белый Дом признал свою ошибку. Теперь он обращается к ООН и старается наладить свои отношения с Европой. И хоть администрация президента не признала свое поражение, она отказалась от многих ранее выдвинутых ею заявлений, чтобы Ирак не стал помехой в ходе президентской кампании Джорджа Буша. Теперь главная цель - назначить срок возвращения солдат из Ирака. Там началось строительство баррикад, а это лишь увеличивает угрозу начала гражданской войны.
Ле Фигаро: Считаете ли Вы, что с Бушем и "неоконсерваторами", окружающими его, по прежнему остаются "экстремисты", находящиеся у власти в Вашингтоне?
Джордж Сорос: Создается впечатление, что в администрации люди зашли слишком далеко. Произошла перестановка сил, и у Пентагона нет в Ираке больше той власти, которая была прежде. Не хватало еще, чтобы администрация Буша стала убеждать, что США должны использовать все их превосходство, чтобы навязать миру свое беззаконное лидерство. Я понимаю необходимость лидерства, но оно не должно быть ни односторонним, ни произвольным. Оно должно быть направлено на усиление международных организаций, а не на их разрушение.
Ле Фигаро: Вы ведете кампанию против Джорджа Буша. Вы все еще считаете, что в США нужно сменить режим?
Джордж Сорос: Да, сейчас, я уверен в этом как никогда. Предвыборным лозунгом Буша было утверждение, что внешняя политика будет основана на "смирении". Теракт 11 сентября позволил ему объявить войну и навязать всем свою доктрину. Если мы победим Буша на выборах, мы откажемся от этой доктрины, и США смогут снова вернуться к политике дипломатии.
Ле Фигаро: Является ли Джон Керри тем человеком, который сможет все изменить?
Джордж Сорос: Изменения, предложенные мной, еще более радикальны, чем изменения, которые может привнести Керри, став президентом. Однако, я думаю, что Керри имеет верные взгляды, потому что его личность как политика была закалена во время войны во Вьетнаме. Он прошел войну прежде, чем выступать против нее. Я нахожу это достойным доверия, так как он держал в руках оружие и считает войну последним шагом, к которому можно прибегнуть. Он - полная противоположность Буша, никогда не воевавшего, но являющегося ее сторонником.
Ле Фигаро: А Вы не боитесь, что поражение в Ираке подтолкнет США к политике изоляции?
Джордж Сорос: Нет. Я боюсь, что, пропагандируя демократию с оружием в руках, мы теряем наш идеал.
Ле Фигаро: Значит, вы не верите в демократический проект "Великий Ближний Восток", выдвинутый Джорджем Бушем?
Джордж Сорос: Тот факт, что эта идея исходит от США, сразу же вызывает подозрения. Это показывает, до какой степени мы потеряли способность убеждения. Это больше всего и волнует меня, ведь мы должны пропагандировать демократическую систему, но больше не имеем права делать этого. Теракты в Мадриде привели к избранию в правительство социалистов, объявивших о выводе испанских войск из Ирака.
Ле Фигаро: Вы не видите в этом победу Аль-Каиды?
Джордж Сорос: Нет. Это означало бы повторить заявление Буша, по словам которого "тот, кто не со мной, тот с террористами". Этой фразой Буш добавляет к агрессии еще и оскорбление. Выборы в Испании являются примером для американцев. Я надеюсь, что американский народ сделает так же после войны в Ираке.
Ле Фигаро: Как Вы относитесь к позиции Франции против войны в Ираке?
Джордж Сорос: Франции удалось сохранить независимость от США, не поддержав ввода войск на территорию Ирака.
Ле Фигаро: Что вы думаете о недавних событиях в Косово?
Джордж Сорос: Это доказательство полного провала политики Европы. Для Европы теперь самое время заняться своими новыми соседями. Комиссия выдвинула прекрасный план для развития демократической системы в Украине и Молдавии. Но Европе не хватает политической воли. Эта инициатива должна быть поддержана странами-членами ЕС.
Ле Фигаро: Как Вы относитесь к эволюции России при Путине?
Джордж Сорос: Мы наблюдаем процесс возвращения к прошлому. Запад не помог, когда еще можно было это сделать. Государство стало больше напоминать царский режим, чем советское государство. Путин не демократ, и создающееся государство не имеет ничего общего с открытым государством. В России нет ни парламентской оппозиции, ни свободной прессы, ни независимого бизнеса, ни правового государства. И это не радует.