Президент, наконец, позвонил сам. Официально Владимир Путин звонил два дня назад регенту государства Персидского залива, чтобы обсудить вопросы двусторонних отношений. Однако вместо обычной дипломатической рутины глава России и эмир Катара шейх Хамад бин Халифа аль-Тани (Hamad bin Khalifa al-Thani) имеют дело с настоящим кризисом. Кризис начался в середине февраля, когда в столице Катара Дохе был убит бывший чеченский лидер Зелимхан Яндарбиев, а полиция арестовала троих россиян, которые, очевидно, были организаторами и исполнителями убийства. Подозрение относительно того, что за убийством 'международного террориста', как клеймила его Москва, стоит она сама, возникло сразу же после смерти Яндарбиева 13-го февраля. Россия эти подозрения опровергла.
Полиция Катара попросила технической помощи у Вашингтона. Эксперты-взрывотехники из США, видимо, пришли к выводу, что спецслужбы России использовали тип взрывного устройства весом два килограмма, с помощью которого и был убит Яндарбиев. Более того, свидетели видели на месте преступления подозрительный автомобиль, являющийся собственностью службы автомобильного проката аэропорта Дохи. Там камеры видеонаблюдения зафиксировали людей, которые брали машину напрокат. В ночь на 19-е февраля полиция арестовала их на вилле в Дохе. Это были два российских офицера и Александр Фетисов, по официальной версии - 'первый секретарь' российского посольства. Фетисов, имеющий дипломатический иммунитет, был, в конечном счете, отпущен в посольство, но без права покидать Катар. Оба офицера остались под арестом. В ходе допросов они, как сообщали телеканал 'Al Dschasira', 'Times' и 'Washington Post', признались в совершении убийства. Взрывчатка была доставлена в Катар за месяц до убийства в одном из дипломатических автомобилей через саудовскую границу. Офицеры якобы назвали также своих начальников, которые отдавали приказ на совершение преступления.
Согласно информации московской газеты 'Коммерсант', арестованные россияне являются офицерами ГРУ - спецслужбы российской армии. ГРУ находится в непосредственном подчинении начальника Генерального штаба Анатолия Квашнина. Тот, в свою очередь, находится в непосредственном подчинении у министра обороны Сергея Иванова и президента Путина. Тогдашний министр иностранных дел России Игорь Иванов сказал после ареста, что московские агенты выполняли в Катаре лишь 'задачи информационно-технического и аналитического характера'. Однако 'заместитель министра иностранных дел' чеченских боевиков Усман Ферсауди сказал корреспонденту газеты 'Коммерсант', что арестованные офицеры принимали активное участие в операциях в ходе чеченской войны. На командах из ГРУ лежит ответственность за незаконные казни боевиков и гражданских лиц в Чечне.
В свою очередь, служба контрразведки России ФСБ арестовала двух катарских борцов, которые ехали на квалификационные соревнования перед Олимпийскими играми и делали пересадку в Москве. После телефонного разговора Путина с эмиром борцы были освобождены. Оба офицера ГРУ остаются под арестом. Согласно информации 'Al Dschasira', суд, возможно, начнется уже на этой неделе. Московский профессор права Андрей Ермаков сказал, что их единственный шанс - это, если будет достигнуто политическое согласие на самом высоком уровне, например, если их помилует эмир Катара.